AMSRUS

Победоносное отступление, или Тарутинский манёвр, часть 2. Анонс 21 января.

Мы вновь продолжаем путь по следам русской армии, вышедшей из сданной французам Москвы в сентябре 1812 года. Несмотря на всю тяжесть ситуации и кажущуюся многим неизбежность полного поражения, как раз в те дни Кутузов смог стратегически переиграть Наполеона. Тарутинский марш-манёвр русской армии оказался ловушкой для Бонапарта, в которой он потерял инициативу в военных действиях, боевой дух своих войск, а также бесчисленное количество пленных, убитых и обмороженных. Это стало началом его краха.

В декабре мы прошли половину пути знаменитого марш-манёвра – от Боровского перевоза до Красной Пахры, и в своих публикациях, относящихся к тому выезду, я подробно рассказал о Тарутинской операции в целом. Теперь же нам предстоит пройти на юг – к полям победоносных для русских войск сражений на реке Чернишне и у Малоярославца, после которых война покатилась обратно к западным границам Российской империи.

Распространено ошибочное мнение, что Наполеон из Москвы по Калужской дороге отступал, а Кутузов его гнал и пинками корректировал траекторию, чтобы направить на уже разорённый и голодный Смоленский тракт. На самом деле французы вышли из Москвы с чувством победы, нагруженные богатыми трофеями, и вновь пошли в наступление с целью окончательно разгромить русскую армию. Впереди главных сил мчался кавалерийский корпус Мюрата, основной задачей которого было догнать русских, остановить и принудить к новому сражению. После флангового марша вдоль южных окраин Москвы движение на юг по Калужской дороге для нашей армии было фактически новым отступлением. Не найдя удобной позиции для битвы в районе Красной Пахры, Кутузов отводил войска и снова прикрывал тыл арьергардом Милорадовича, сдерживавшим натиск кавалерии Мюрата. Казалось, ситуация повторяется как перед сдачей Москвы. Вот только дальше всё пошло совсем по другому сценарию, развязкой которого стало беспорядочное бегство Великой армии.

Маршрут русских колонн от Красной Пахры был прост, незатейлив и однозначен: прямиком по старой Калужской дороге. Сейчас она на большом протяжении закатана в асфальт и представляет собой часть трассы А-101 от Москвы до Львово на пересечении с Большим кольцом Московской железной дороги. Затем современное шоссе поворачивает в сторону, а старинная дорога продолжается, чередуясь отрезками местных шоссе, сельских грунтовок и давно убитой лесовозной колеи. Ехать по прямой хоть интересно, но скучно. Поэтому наш маршрут будет то и дело уходить с нитки старого тракта, собирая в окрестностях разнообразные памятники истории, культуры, природы и другие интересные места, как это обычно и происходит на «Воскресной Знати». При этом галсы предстоящей легенды будут соединять значимые для русской армии точки на её пути к Тарутино и дальше к Малоярославцу, который станет финишем путешествия.

Протяжённость около 130 км, из которых около 30% будет асфальт, остальное – ледяные и снежные дороги в разном состоянии. Сложность проезда будет зависеть от погоды и предстоящих снегопадов. Заведомо тяжёлый спецучасток с глубокими подснежными колеями в этот раз всего один и не очень длинный, зато качественный.

Остальные СУ представляют собой редко используемые зимой нормальные грунтовые дороги. На маршруте будет два мелких брода, которые не стали полноценной ледовой переправой даже в нынешние рождественские морозы с ночной температурой за -30.

Впрочем для всех офф-роудных СУ предусмотрены возможные объезды.

Еще перед декабрьским стартом я писал здесь у себя в блоге об истории французских коней, чудом спасшихся от съедения собственными всадниками, а затем видоизменившимися до неузнаваемости под влиянием суровой вольной жизни в подмосковных лесах. Тогда мы не нашли никаких следов этой легенды. Но новая серия разведок принесла результат: маленькие сферические кони найдены! Они существуют, причём совсем недалеко от Красной Пахры. Их можно даже погладить и покормить морковкой!

Поэтому старт второй части «Тарутинского манёвра» будет из базового лагеря круглых лошадок, где они нашли приют от суровой реальности наших дней. N55º 25,710’ Е37º 08,260’ (оно же 55,428508N 37,137660E). Заезд: с первой бетонки в т. N55º 26,274’ E37º 09,045 (55,437902N 37,150755E) поворот на Секерино, в т. N55º 26,017 Е37º 08,823 (55,433622N 37,147057E) развилка направо. Далее по указателям на конеферму. Стартовый взнос 3 т.р.

Оригинал записи