Яндекс-навигация на чьей стороне?

Яндекс-навигация на чьей стороне?
09 октября 20:40 2016

Сергей Половников провел небольшое “расследование”.

По его мнению, Яндекс-навигатор уже не борется с пробками, а создает их!

Приводим сокращенный текст оригинала его исследования.

Несколько месяцев назад московские водители стали замечать, что приложение «Яндекс Навигатор» начал прокладывать маршрут через пробки, а не в обход заторов. Поначалу это было не так принципиально, все-таки лето — не самое проблемное для дорожной сети время. Но в сентябре, когда на дороги выехали мамочки, везущие детей в школы и кружки, коллаборационизм «Яндекса» стал слишком очевиден. Первыми тревогу забили таксисты, у которых скорость перемещения по городу напрямую влияет на заработок. В начале октября серьезные претензии появились уже и у простых водителей, которые хорошо изучили несколько маршрутов и вариации проезда по ним.

В прошлом месяце мы провели среди подписчиков Telegram-канала истраницы на Facebook опрос. Его результаты оказались предсказуемыми: 64% пользуются в пути приложением «Яндекс Навигатор», 49% — «Яндекс Картами» и 36% — Google Maps. Пересечение аудиторий «Карт» и «Навигатора» вполне объяснимы. Они, во-первых, по-разному прокладывают маршруты (что совсем уж непонятно, ведь разработчик один, а значит и алгоритмы использовать логично одни и те же), а во-вторых, в «Картах» есть дополнительные метки «Разговорчики», в которых можно узнать, что же там за затор впереди. Таким образом у «Яндекса», крепко держащих за выхлопную трубу половину водителей Москвы, появилась возможность серьезно влиять на дорожную ситуацию. Поиграть в Бога.

Сегодня есть две версии, объясняющие внезапную неспособность навигационных приложений «Яндекса» выполнять возложенную на них функцию. Первая из них — конспирологическая. С весны в сети ходят теории о тесном сотрудничестве «Яндекса» с Департаментом транспорты Москвы. Суть этого союза в том, что коварный Ликсутов предложил разгрузить объездные маршруты путем направления водителей, не очень хорошо знающих город, через прямые магистрали. Именно там сегодня и сидят в пробках клерки, двигающиеся ежедневно лишь по одному маршруту «Дом — Офис — Дом». Вторая версия — божественная. И, как мне кажется, именно она более подходит ситуации, так как «Яндекс» уже давно оторвался от реальности и улетел куда-то на орбиту, откуда спускает на грешную землю все новые и новые сервисы. То, что эти сервисы оказываются невостребованными, «Яндекс» не пугает, так как компания, похоже, перешла в режим работы ради работы. Впрочем, любой, кто проходил в «Яндексе» собеседования сам знает, насколько забюрократизированой стала компания, почитайте, в сети много интересных отзывов.

Яндекс стал причиной московских пробок

“Яндекс стал причиной московских пробок”
Иллюстрация: Сергей Половников

Попробую выступить адвокатом дьявола и выдвинуть свою теорию. То, что сегодня делает «Яндекс» с навигационными сервисами, очень похоже на эксперименты с моделью прогнозирования на основе больших данных. Имея на руках в режиме реального времени маршруты, проложенные водителями из центра в сторону области, «Яндекс» пытается прогнозировать возникновение дорожных заторов и перенаправлять водителей по разным маршрутам. При этом чем длиннее маршрут, тем с большей степенью вероятности «Яндекс» направит водителя через дорожные заторы, а не в объезд, считая, что при расчетном времени маршрута полтора часа лишние пять минут для пользователя роли не играют.

В защиту этой теории могу привести несколько фактов. Во-первых, чем ближе вы к точке назначения, тем более быстрый маршрут будет предлагать приложение. Во-вторых, из приложения исчезло автоматическое предложение изменить маршрут в случае появления более быстрого. Теперь обновлять его приходится в ручном режиме. В-третьих, «Яндекс» перестал предлагать три и более вариантов маршрута, ограничиваясь максимум двумя, один из которых он специально делает неудобным и удлиненным. Например, если есть возможность сделать на маршруте ненужный крюк, то «Яндекс» обязательно его добавит в один из вариантов.

Есть мнение, что «Яндекс» преследует благую цель. В большом мегаполисе распределение автомобильных потоков равномерно по дорожной сети приводит к сокращению времени проезда из точки А в точку Б. Это действительно работает, но не в Москве. В чем проблема российской столицы? В бесконечных реконструкциях дорог, магистралей и развязок, которые ведутся в круглогодичном режиме. В чем проблема «Яндекса»? В том, что разработчики компании практически не сталкиваются с проблемами, которые они, вроде как, пытаются решить. Сотрудники «Яндекса» в основном живут в пределах третьего транспортного кольца, добираются на работу на метро и общественном транспорте, любят самокаты и такси, а если уж и пользуются личным автомобилем, то уж точно не для того, чтобы добраться до улицы Льва Толстого из Химок или Люберец.

Большинство современных интернет-сервисов с миллиардной аудиторией создавались для решения конкретных проблем. YouTube появился тогда, когда парням понадобилось быстро обмениваться видеороликами. Skype стал результатом стремления к бесплатному голосовому общению в обход телефонных компаний. ICQ, прародитель всех мессенджеров, появилась для того, чтобы общаться через интернет в режиме реального времени с минимальным использованием трафика и на любой скорости соединения. В «Яндексе» уже давно создают сервисы без оглядки на самих пользователей, наивно полагая, что у них есть такая же сила воздействия на аудиторию, как у Apple, чьими гаджетами и сервисами будут пользоваться миллионы. Даже если они неудобны, вторичны и сыры. К слову, Apple уже успела наступить на грабли с собственным картографическим сервисом и, похоже, приняла к сведению этот опыт.

В «Яндексе» к негативным результатам запуска продуктов относятся проще. Ну, не взлетело. Денег много, работаем дальше.

В ходе опроса наших читателей выяснилось, что достаточно большая аудитория сформировалась у альтернативных навигационных приложений. Если относительная популярность «Навител» больше обусловлена ее предварительной установкой в автомобильные автономные навигаторы, то использование «СитиГИД», iGo Primo, Garmin и даже малоизвестным в России Waze говорит о том, что автолюбители ищут альтернативы «Яндексу», упорно нежелающему решать их проблемы.

Подробнее: Как «Яндекс» стал причиной московских пробок
AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года amsrus.ru

Больше статей
Напишите комментарий

17 комментариев

  1. Irina Akhieva
    09 октября, 20:43 #1 Irina Akhieva

    Без сомнений так. Несколько раз из-за него попадала в глухие заторы, хотя стоит галка “мимо пробок”

  2. Leonid Patskevich
    09 октября, 20:47 #2 Leonid Patskevich

    Что случилось с алгоритмами? Помимо репутационных потерь Яндекса идёт и реальное ухудшение дорожной обстановки. Ну и льется вода на мельницу других навигационных программ.

  3. Иван Зюбин
    09 октября, 21:01 #3 Иван Зюбин

    Начал пользоваться Waze ! Осваиваю есть много плюсов! Впечатление хорошее!

  4. Михаил Фомин
    09 октября, 21:03 #4 Михаил Фомин

    Статья ниачем (

  5. Andrey Karpov
    09 октября, 21:10 #5 Andrey Karpov

    Google- это вещь! Правда, иногда (редко) так его крутит!!!

  6. Dmitry Sergeyev
    09 октября, 21:21 #6 Dmitry Sergeyev

    У меня есть версия, еще одна и совершенно невинная, – изменения, которые Яндекс вводит по проьбе московского правительства, влияют на алгоритм работы всей системы. Я обратил внимание, что Яндекс все маршруты стал строить в обход Тверской. Даже если по Тверской быстрее (как всегда раньше и было). Это, по-видимости, имеет место и в других районах Москвы. И это ломает логику работы всей стстемы навигации

  7. Vlad Bagaev
    09 октября, 21:58 #7 Vlad Bagaev

    Про общий подход к любому вопросу в Яндексе написано в точку. Это как в общеизвестном фильме – ты видишь жизнь из окна служебного автомобиля.

  8. Vitaly Grozny
    09 октября, 22:20 #8 Vitaly Grozny

    Некоторые сервисы “яндекса” со временем превращаются в отстой

  9. Boris Bobrikov
    09 октября, 22:56 #9 Boris Bobrikov

    Пора вводить тему “яндекс-альтернатива”

  10. Mihail Subhankulov
    09 октября, 23:41 #10 Mihail Subhankulov

    Яндексовым навигатором пользоваться перестал.

  11. Дмитрий Ефремов
    10 октября, 00:44 #11 Дмитрий Ефремов

    У меня в Яндекс-Навигаторе для iOS есть “Разговорчики”, и в процессе движения маршруты перепрокладываются автоматически на более выгодные. Что я делаю не так?)

  12. Sergey Fateev
    10 октября, 01:42 #12 Sergey Fateev

    Тоже стал замечать месяц как, что этот навигатор уводит даже с пустого шоссе в какой-то немысленный объезд! А поначалу так он мне понравился! Ищу уже альтернативу.

  13. Сергей Чурсин
    10 октября, 08:22 #13 Сергей Чурсин

    Давно. После смены аппарата мэрии пошли сомнения в правдивости отображения пробок.

  14. Евгений Медовый
    10 октября, 10:37 #14 Евгений Медовый

    Waze становится все лучше, хотя поначалу явно проигрывал Яше

  15. Константин Рубин
    10 октября, 11:16 #15 Константин Рубин

    Ставлю гугл для сравнения

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.