Новый китаец на российском рынке
938

Новый китаец на российском рынке
Август 12 06:30 2016

В 1997 году мэрия города Уху провинция Анихоя в Китае решила, что у них есть в некоторое количество денег, и их можно потратить на создание новой автомобильной фирмы. Для чего они за 25 миллионов долларов купили старый завод Ford, привезли к себе и учредили фирму Chery по производству автомобилей.

Что такое 25 миллионов долларов? Если вспомнить реконструкцию МКАД , то один километр реконструированного МКАДа обошёлся в  114 миллионов долларов. Представьте себе соотношение цен. Сколько можно было автомобильных заводов , если бы мы захотели, купить на деньги потраченные, закопанные в Московскую кольцевую?

МКАД

Мэрия города решила, что они будут выпускать автомобили. Для этого они , приобретя завод, пошли дальше посмотреть , что есть в мире интересного и каким-то чудовищным образом обрели Seat от Toledo, из которого получили Chery Amulet. И с некоторым опозданием в истории появилась ремарка, о том , что это патентованное приобретение — благо, на него тоже потратили деньги.

Хотя в тот момент всё-таки Китай шёл по второй стезе стратегического развития, у них автопром три раза менял стратегию. Первый вариант стратегического развития был «уворуем-украдём всё, что получится», потом «переделаем всё, что получится, подсмотрев». Вот как раз на этом периоде и появился Chery Amulet. Третий, нынешний эта — это когда мы решили всей китайской нацией покупать того, кого получится. То есть закупка голов, мозгов и коллаборационистов.

И вот мэрия города стала владельцем автозавода, начала его развивать. Прошло десять лет и через десять лет следующий виток развития фирмы Chery привёл к тому , что они завели себе премиальный бренд Qoros. По историческим масштабам это не то, что вчера , это сегодня утром : десять лет тому назад ничего не было, а потом бац — и появилось.

Что произошло у нас за этот же период? У нас под руководством мэрии сдохло два автозавода: АЗЛК и завод имени Лихачёва.

У китайцев появилось большое количество новых автозаводов , новых моделей и новых вариантов стратегического развития. Фирма Chery в нашу страну пришла довольно стремительно , они начали сначала продавать, потом производить. В Новосибирске создали некое автопроизводство , которое у нас даже вылилось в Новосибирский автомобильный завод , просуществовавший ровно столько, сколько Chery в это играла . Потом кстати была сборка в Калининграде, потом Chery пришла на Украину и на Запорожском автозаводе стала делать машину. Если бы договорились они с запорожцами, то к нам бы она пришла именно под видом нового запорожца и, скорее всего, осталась бы надолго.

Новый запорожец нам роднее , чем любой другой новый китайский Chery.

В целом, как любая другая китайская фирма, Chery пришла сюда многократно, уходила так же многократно, кинула всех кого только могла . Я в свой время работал в автомобильном холдинге, занимавшемся продажами автомобилей марки Chery. Это было абсолютное чудовище , страшные машины, никакой технической поддержки, никаких запчастей и разговоры из серии : «Ну, вы тут пучеглазые «недочеловеки» хотите торговать нашим китайским товаром, крутитесь как получится. Мы вам помогать не считаем нужным. В том числе потому, что ваши европейские правила с дистрибьюцией, складом, запчастями, законом о защите прав потребителей нас, завоевателей-китайцев, в принципе не волнует».

Я помню, как мучился наш технический отдел, когда эти чудовища нужно было превращать в автомобили, сливать оттуда абсолютно все технологические жидкости, заливать туда нормальное масло в коробку, в редуктора, в двигатели. Запчастей нет и машины вызывали ужас. Но мы помним, что бизнес-стратегия хорошо была сформулирована отечественным кинематографом. Кот Базилио всё время пел песню о том , что на дурака не нужен нож, ему с три короба наврёшь и делай с ним , что хочешь. Это критерий, по которому наш клиент охотно выбирает набор китайских опций под видом «это автомобиль, уж как-нибудь я самый умный по деревне на нём поеду, а там посмотрим».

Посмотреть ничего не получилось. Все китайские машины, которые к нам пришли, так же быстро растворились сначала в провинции, а потом и там исчезли. Великий двигатель торговли Chery Amulet как-то тихо исчез и по сию пору если и встречается где-то в нашей стране, то в основном в виде украшений клумбы.

Китайцы в принципе к нам приходят все по одному и тому же сценарию. Они обещают всё то, что полагается обещать. Если у нас во дворе в этот момент случилась промсборка, они обещают промсборку, если происходит ужесточение промсборки, они готовы подстроиться. Если требуется построить завод, они говорят : «Да, конечно. Мы уже смотрим землю. Мы сейчас построим завод». Если нужен научно-технический центр : «Да, конечно, что нам стоит. Где вам нужен научно-технический центр? Давайте. Сколько вам их нужно? А, один всего, ну, хорошо, будет один. Пять ? Сделаем пять. А завод вам какой нужен производительности ? 100 тысяч? ладно 100. Миллион ? Хорошо. 20 миллионов ?Да запросто. Мы готовы подписаться под любые абсолютно обязательства».

бизнес договорКитайцы обычно назначают себе дистрибьютора, подписывают с ним долгосрочные контракты , увещевают его, увозят к себе в Китай, кормят вкусной китайской едой — как минимум, неординарной. Потом кидают непременно. То есть, даже самых сильных игроков, таких прозорливых, которые с китайцами уже съели не одну собаку на двоих .

Всё равно происходит стандартная оплошность —чему бы грабли ни учили, а сердце верит в чудеса . И этот принцип с китайцами работает всегда и безотказно , потому что мы надеемся , что они всё-таки становятся на какой-то момент, хоть на долю секунды, цивилизованными и отвечают за свои действия и, тем более, обещания.

Китайцы этого никогда не придерживаются, поскольку прекрасно понимают,  что с врагом договариваться о чём бы то ни было бесполезно. Главное — сначала проникнуть, а там посмотрим. Что называется продержаться до подхода основных сил .

Под этим девизом к нам приходили практически все игроки. Единственный, кто из них был более-менее вменяемый, это Great Wall. Great Wall тоже совершил своё полагающееся количество ошибок , тоже из нашей страны исчез в никуда. Chery на второй виток реинкарнации так или иначе пришёл и задержался, находится здесь, с нами. И в общем-то, судьба его была б абсолютно нам не интересна , потому что он стоит в общем ряду стандартных игроков, не представляющих из себя абсолютно ничего. Но таких задиристых, замашистых, многообещающих , всегда трясущих всех остальных оппонентов за грудки и обещающих, конечно, взять долю рынка. Но тут появился Qoros.

Не так давно к нам приезжал очередной китаец, как всегда, наделённый полномочиями. В интервью он сказал, что они ищут дистрибьютора для этой новой марки. А вот это уже серьёзно, это угроза совершенно другой весовой категории, потому что премиальным этот Qoros не стал , но его делали предатели . Его делали те иностранцы, те европейцы из BMW, из Jaguarа, из Volkswagenа, кого удалось заманить лишней плошкой риса и привезти к себе в Китай для работы.

И автомобиль сделан не по китайскому представлению. Он сделан как раз по европейским лекалам, по европейским канонам. Qoros — это единственная машина, которая получила на рейтинге EURO NCAP пять звёзд. То есть, автомобиль изначально был сделан не для китайцев и без ориентира на Китай. Это европейский автомобиль, его делали в расчёте на то, что он придёт и станет дешёвым Volkswagen-ом , он разрастётся в целое семейство, будет седан и кроссовер, а начинали с хэтчбека.

Сразу уделили внимание отделочным материалам. Уже на Chery Arrizo 7 появилось представление о том , что всё-таки когда так тошно воняет — это неправильно. Китайцам проще, у них специально для этого от природы глаза узкие : щуриться , рыдая, не надо. А у европейцев как раз получается очень плохо, и, заливая от этого фенольного запаха слезами панель приборов, ты как минимум не любишь подобный продукт и вряд ли его купишь. Поэтому китайцы начали потихонечку работать над качеством подгонки деталей, над качеством интерьеров, над фенольным запахом, над отделочными материалами.

Поскольку на них работали предатели, они преуспели очень серьёзно, и последние Chery, которые к нам в страну начали приходить, уже воняли не так смертоносно, а некоторые даже излучали некий приятный аромат.

В целом бренд Qoros опасен тем, что он сделан абсолютно нормально. Он сделан под присмотром очень квалифицированных надзирателей и надсмотрщиков. Он сделан силами и руками людей, прошедших определённую европейскую подготовку. С ними серьёзно работали по переформатированию китайского подхода к европейской адаптации; замена менталитета не произошла, но тем не менее усилия были сделаны. Т.е. китайцы очеловечились настолько, чтоб понимать, что они делают и зачем они делают; на китайском производстве это большая редкость.

Porsche открывает новый заводБудучи в том числе внешне весьма привлекательными, автомобили утратили все те предупреждающие сигналы, благодаря которым мы распознаём китайский товар, китайский продукт и, конечно же, китайский автомобиль. Они изначально не чудовища. Не имея подсказок,  мы можем очень сильно ошибиться, приняв их за приличный продукт.

Приличный продукт выполняет функцию троянского коня и, приходя к нам в страну, он должен будет создать у людей как минимум некую приязнь , а как максимум — зачатки любви и уважения к нормальному продукту, что, например, мы и видим сейчас с айфонами. Они бывают только китайскими, но, поскольку за ними стоит великий американский бренд, никто даже не спрашивает, в Китае ли они сделаны,  поскольку всем понятно, что это Америка.

Здесь попытка сыграть приблизительно так же. Но, поскольку нет никакой репутации, они загородились европейским опытом и пока еще не наработав уважения клиентов, все таки смогли создать, как минимум, нейтральный образ, который не вызывает отторжения.

Конечно, у Qoros будет стандартная череда проблем нашей страны. Во первых — дистрибьютора, выбранного на роль толкателя и главного коллаборациониста в нашей стране, точно так же предадут и кинут. Подпишут контракт да хоть на 500 лет, но максимум через 1,5-2 года с ним распрощаются. Скажут, что он плохо работает, что он не знает рынка, что он не умеет ничего и никак. Воспользовавшись определенным талантом дистрибьютора, китайцы смогут достигнуть каких-то рыночных успехов, а потом избавятся от него. Хорошо, если не в яму кинут или в пропасть, или не утопят где то в океане. Будут жить своим умом, после чего создадут еще большее количество проблем и ошибок. При этом будут параллельно развивать сценарий цены. Китайский товар дешевым уже быть не может, наша страна научена со времен Рахманова, руководившего нынешним автопромом.

Шансов у китайцев нет в принципе. Они не будут дешевыми никогда, ни при каких обстоятельствах. А здесь еще и сам китайцы объясняют, что, поскольку это товар хорошего качества, сделанный по-хорошему и по-честному, он тем более не может быть дешевым, какое бы количество местного производства не было в него заложено.

Дешевые китайские рабочие руки создают нормальный продукт, и в результате он по качеству, как китайцам кажется, очень близок к европейским стандартам. Поэтому, конечно же, ожидать от него какого бы то ни было удешевления не приходиться. Chery — это довольно интересный автомобиль, который стоит, по предыдущим заходам в нашу страну, не очень дорого. При этом он собран из недорогих, плохого качества, комплектующих.

Бренд Qoros был для того как раз создан, чтобы изменить эту ситуацию и поднять качество комплектующих. В результате мы получим, конечно, довольно интересное предложение. Поскольку наши люди падки на самообман, то здесь нужно будет запустить некую рекламу о том что китайского в этой машине ничего нет. Прикрыться именами иностранцев, они авторитетные. Когда, знаете, говорят что вот этот человек перед тем, как создать столь предательский продукт, работал на BMW или на Jaguar, или на Volkswagen. Невольно наши люди начинают гордится. Расправив плечи говорить: «Ну, что-то тут немножко от Jaguar, кое-что от Volkswagen, и даже BMW присутствует».

ssangyong-06

Помните как в свое время наши радовались, купив корейский SsangYong? Как говорили: «Ну, это корейский Mercedes. Да ты что! Там у него на детали на одной даже логотип Mercedes стоит! Да там двигатель от Mercedes, коробка от Mercedes и вообще все от Mercedes!» Нет, это не так, но наши себя так утешали. И когда в здравом уме покупали тот же Chery Amulet, тоже ведь говорили: «Смотрите, зато кондиционер у меня, у меня тут и Airbag, столь важный для меня в каждой поездке». И хотя это чудовище было, но ведь нашли себе аргументы в душе.

То же самое произойдет с Qoros. То есть у китайцев задача: прийти — раз, найти дистрибьютора — два, заставить его поверить в этот товар — три, кинуть дистрибьютора — четыре, начать договариваться по цене — пять, оказать техническую поддержку — шесть и посмотреть, что в принципе будет происходить в нашей стране.

В нашей стране расцвет несколько откладывается. Понятно, что мы супердержава. Понятно, что у нас очень стабильная экономика. Понятно, что наш избалованный клиент предпочитает Mercedes. Bentley, ну, иногда BMW, чуть- чуть Audi. А все остальное нас недостойно. Ну, так уж быть, временно катаемся на корейцах, и даже чуть-чуть на китайцах. И дальнейшая судьба этого бренда зависит от того, насколько китайцы сильно ошибутся.

Китайцы ошибаются по одной простой причине: они нас не уважают. Китайцы знают, что мы временная помеха.

Китайцы знают что в нашей стране всерьез какие-то экономические отношения быть не могут. Поэтому у них задачи оккупационной армии: прийти, завоевать, ограбить, а там будет видно. И это касается массы других китайских проявлений. В автомобилестроении заметно особенно сильно. И если здесь европейцы смогут продиктовать китайцам европейские правила игры, тогда нам все конец. Тогда через какое-то время мы получим здесь нормальное производство китайского автомобиля, примем его, как родного и будем на этом ездить, лишний раз дав плацдарм тому, кому плацдарм давать нельзя.

Если же китайцы не будут слушать европейцев — такое тоже весьма вероятно, — то они совершат стандартный набор ошибок. У них произойдет головокружение от успехов, самолюбование прищурит их глаза и лишит близорукости и дальнозоркости и вообще хорошего зрения, не смотря на эти два диагноза и порока. Они запутаются в самоощущениях величия и ни к чему не придут. Это единственное наше спасение. То есть, спасти нас от китайцев могут только сами китайцы, регулярно ошибающиеся здесь, на нашей территории, ввиду того, что они все-таки понимают, что они оккупанты, а мы — территория, которую у нас должны просто отобрать.

  Article "tagged" as:
  Категории:
Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.