Кто и как строит мосты в России
586

Кто и как строит мосты в России
Май 25 19:00 2016

19 марта одна из опор строящегося Керченского моста, который должен обеспечить эффективное сообщение между континентальной Россией и полуостровом Крым, была снесена турецким сухогрузом «Лира».

По словам очевидца столкновения, в момент аварии опоры не были подсвечены. В компании «Стройгазмонтаж» (СГМ), осуществляющей строительство, заявили, что по правилам опоры и не должны нести на себе элементы освещения, а рабочий мост был обозначен сигнальными огнями на ограждениях-буях.

СГМ принадлежит бизнесмену Аркадию Ротенбергу:

подряд на одну из важнейших строек в России компания получила, не имея до этого никакого опыта в строительстве мостов и без конкурса.

Насколько надежно вообще строят мосты в России и достаточно ли их для нашей огромной страны, выясняла РБК.

В соответствии с отчетом Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, дорожная сеть сравнивавшихся стран (Канада, Германия, США, Китай) – это аккуратно и эффективно спроектированные транспортные сети между всеми регионами государств. В России, как пошутил директор института Михаил Блинкин,

современная дорожная сеть практически совпадает с сетью гужевых дорог в Российской империи.

Современная структура российских дорог – радиальная, все трассы стремятся в Москву, на въезде в которую образуются страшные пробки.

Но еще большую беду представляют российские мосты. На конец 2014 года в стране насчитывалось 42 тысячи автомобильных мостов и 30,5 тысяч железнодорожных. На территории России – 2,8 миллиона рек. В США протекает 250 тысяч рек, а мостов – 600 тысяч (автомобильных и железнодорожных).

О нехватке мостов можно судить в частности по показателю транспортного перепробега. Так, в Москве перепробег составляет 70-80%, в то время как в крупных западных городах – 20-25%. Еще один пример:

чтобы попасть из Архангельска на Соловецкие острова, расстояние между которыми по прямой составляет 240 км, придется проехать 1 200 км в объезд.

Или история, рассказанная главой управления Минпромторга России по Республике Башкортостан: в 2014 году государство закупило для одной из клиник японский томограф. Прибор везли шесть месяцев, за которые в агрегате высохла охлаждающая жидкость.

В соответствии с данными Росавтодора, нормативам соответствует всего 60% дорог федерального значения (показатель включает мосты). В международном рейтинге Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума

по качеству дорог Россия занимает 123-е место из 140 и находится между Сьерра-Леоне и Бенином.

В начале нулевых по данным Минтранса состояние 20% российских мостов оценивалось как «хорошее», 18% — как «неудовлетворительное», а 1% находился в аварийном состоянии (примерно 400 мостов). Написанная ведомством «Концепция улучшения состояния мостовых сооружений» предусматривала, что к 2005 году «неудовлетворительных» мостов в стране не останется. Однако на сегодня Росстат сообщает о более чем 500 мостах, проезд по которым небезопасен.

Несмотря на то, что мостостроительных компаний в России более чем хватает, в том числе крупных строительных организаций, способных браться за большие стройки, строительство мостов сегодня просто невыгодно.

Во-первых, это дорого: километр дороги в среднем обходится в 101,7 млн рублей, моста – 579 млн рублей. Более того, по словам строителей, те сметы, которые предлагает государство, просто недостаточны. Так,

при расчетах используется нормативная база 2001 года, а для пересчета в текущие цены используется система индексов, не предназначенных для собственно дорожного строительства.

«Проекты ушли в отрицательную зону, — говорит, например, замдиректора «Сибмоста» Соколов. — Суммы контрактов не соответствуют реальности».

Для того, чтобы строить мосты, нужны стройматериалы и техника, которые к местам стройки надо как-то подвозить – по тем самым дорогам, которых в ряде регионов просто не существует. И это тоже отражается на сметах.

Наконец, в сфере мостостроительства Россия по-прежнему сильно зависит от импорта – импортозамещение здесь практически невозможно. Например, ванты для моста на остров Русский в Приморье, основу всей конструкции, разработала и установила французская компания Freyssinet. В России ванты не делают вообще.

Ситуация со строительством мостов в России оптимизма не вызывает.

Например, в 2008 году Россия подписала соглашение с Китаем о совместном строительстве моста через Амур длиной 2,2 км.

Российская часть составила всего 300 м – строят ее до сих пор.

Китайская часть уже практически готова.

Камбарский район Удмуртии 100 дней в году просто отрезан от территории республики, — власти региона пять лет пытались доказать правительству страны, что мосты через Каму и Буй действительно необходимы.

Те мосты, которые строят и строят быстро, по словам Михаила Блинкина, «ивентоориентированные»: 46 мостов было возведено к Олимпиаде в Сочи,

мост за 63,5 млрд рублей, который построили во Владивостоке к саммиту АТЭС, наконец, Керченский мост. Общая сумма этих строек — 576 млрд рублей. Это больше, чем весь бюджет Росавтодора в 2015 году и совсем чуть-чуть меньше, чем плановая стоимость строительства 1,5 тыс. км трассы Европа — Западный Китай через всю Россию (около 783 млрд рублей).

Среди тех немногих статей расходов Росавтодора, которые не стали сокращать, – развитие системы «Платон», принадлежащей Игорю Ротенбергу, и строительство Керченского моста, подрядчиком по которому выступает компания его отца, Аркадия Ротенберга.

Источник: РБК.
  Article "tagged" as:
  Категории:
AMSRUS
AMSRUS

C 2014 года www.amsrus.ru

Больше статей
write a comment

4 комментария

  1. Serge Medvedev
    Май 25, 19:01 #1 Serge Medvedev

    Паром надежнее

  2. 4гера . р
    Май 25, 19:29 #2 4гера . р

    вастамнет надежнее

  3. марк2-90
    Май 25, 19:50 #3 марк2-90

    Вор вору помогает.

  4. Антон Зыков
    Май 27, 06:50 #4 Антон Зыков

    Потому что и дорог толком нет 😉 Враг не пройдет!

Only registered users can comment.