Путешествие в Заполярье, или Полярные лесники 2015
911

Путешествие в Заполярье, или Полярные лесники 2015
Октябрь 13 11:00 2015

Здравствуйте, уважаемые друзья! Наконец-то дошли руки до написания отчета о нашей поездке на полуостров Рыбачий!

Очень хотелось писать отчет и выкладывать прямо по ходу путешествия, но, к сожалению, либо не было времени что-то писать, либо не было связи (что было практически постоянно). У меня, как у пользователя Пчелайн, связь в Карелии присутствовала только местами, а в Мурманской области практически везде отсутствовала.

Но не суть. Главное, что есть фотографии и есть желание!

Приступим же скорее!

0

Прежде всего представим наши экипажи и автомобили (слева направо):

Форестер SG 2.5 турбо. Повеска вроде бы сток, но 4 человека в кабине и куча шмурдяка сделали из машины классическую пузотёрку. Резина шоссейная. Слабое место – огромная железная труба, торчащая сзади, изначально спроектированная с идеальным круглым сечением. Однако суровые российские дороги к концу нашего путешествия, опешив от такой наглости, внесли неизгладимые изменения в геометрию этой части автомобиля. Экипаж (тоже слева направо): Оксана, Алексей (водитель) и еще один Алексей. Для удобства обзовем их Алексей(о) и Алексей(р) соответственно. Позже в Мурманске к нам присоединится жена Алексея(о).

Форестер SG, 2.0 атмо. Резина А/Т. Сток. Экипаж: Наташа и Владимир. Слабое место — глушитель, который в результате пришлось заваривать в Мурманске. Владимир в душе настоящий фотограф. Что угодно ради красивого снимка!

Форестер SG, 2.5 атмо. Резина А/Т.  Сток. Экипаж: Игорь с дочкой Светой. Огромные молодцы! Дочь — дитя цивилизации. Игорю респект, что смог ее вытащить). С этого начинается любовь к природе!

Форестер SG, 2.0 атмо. Резина А/Т. Лифт 5 см и усиленные пружины. Экипаж: Андрей и Лиза. Идейные вдохновители автопробега. Все две недели изо всех сил старались сохранить в нашей группе хоть какие-то признаки дисциплины и организованности. На это нужны большое терпение и выдержка. Большое им спасибо за это! Ведь силы хаоса и дезорганизации были куда мощнее))

XV, 2.0 атмо. Резина А/Т. Лифт 3 см. Экипаж: ваш покорный слуга. Чтобы не путали с Андреем из Форестера, буду называть себя «Я». Ехал по стечению обстоятельств один, но слава богу в определенный момент ко мне в экипаж попала Оксана, а то бы я взвыл от скукотищи.

Итак, начнём!

Ранним солнечным августовским утром я забил свою ИксВишку шмурдюком по самое небалуйся (если бы не решил тащить с собой тяжеленный и объемный лодочный мотор, то можно было бы даже заднее сиденье не складывать. А так он вместе с топливным баком занял ровно треть всего свободного месте сзади со сложенными сидениями). Вообще, автомобильные путешествия расхолаживают, и по этой причине берешь намного больше вещей, чем тебе нужно. Я вот зачем то взял два коврика, два спальника и две палатки. Ну так… на всякий случай. В итоге периодически ничего не видел в зеркало заднего вида. Ну ничего. В следующий раз буду собираться практичнее. Хотя, я так каждый раз говорю)).

Запихав шмотки в машину, выдвинулся в направлении Санкт-Петербурга, чтобы успеть на точку встречи экипажей. Выезжал я из района г. Яхрома и наивно полагал, что ехать мне на час-полтора меньше, чем ребятам из Москвы. Насколько я на самом деле ошибался, я понял где-то в районе Твери, объездная дорога которого заняла почти полтора часа. Пришлось давить на тапку, местами даже сильно нарушая ПДД. В итоге это закончилось тем, что я перегрел хваленый субаровский вариатор на объездной Вышнего Волочка. Это меня немного остудило и я поехал спокойнее. Однако ещё раз «грешнул» наивностью, подумав, что досконально знаю район г. Валдая. И опять мимо кассы – на этот раз я проскочил поворот на Иверский монастырь. Предварительно покрутившись по городу, я, наконец, доехал точки сбора. Она была назначена подальше от московских пробок на территории удивительного Валдайского национального парка. Около озера, на берегах которого часть наших экипажей заночевали ещё прошлым вечером.

1

Перекусив, искупавшись и наклеив наши фирменные наклеички, мы выдвинулись к первой точке маршрута – г. Старая Ладога. Дорога по М-10 вполне себе ничего. Спокойно можно ехать на обычной легковушке со слабой подвеской. Свернув за г. Чудово по указателю на Кириши и трассу М-18 «Кола», попадаем на классическую двухполоску. Здесь уже надо быть поаккуратнее. Местами асфальт не плохой, но бывают и участки с колеями и ямами. Изредка встречается проведенный ямочный ремонт. В Старой Ладоге мы закупились провизией и осмотрели пару достопримечательностей. Отдельно хочется выделить старинную крепость с церквушкой внутри. Крепость на этом месте стояла уже в 9-м веке, а нынешний облик она приобрела уже в 16-м. Поговаривают, что крепость построил Вещий Олег. Церквушка внутри похожа на 12 или 13 век. Информационной таблички я не нашел. Очень хорошо местами сохранились стены и укрепления.

После Старой Ладоги мы напрямую выдвинулись на поиск места для стоянки. Первая стоянка планировалась на берегу Ладожского озера. Наши смартфоны показывали нам, что неплохие места для кемпинга в районе городка Сясьстрой (не, ну надо же было так город обозвать). Но по приезду на место реальная обстановка нас немного обескуражила. Была полная видимость того, что ВСЯ Ленобласть съехалась на эти выходные именно в это место. При попытке найти нормальное место для палаток я столкнулся с проблемой, что просто негде было проехать. Кругом одни палатки и автомобили. Я на своей машине в поисках места для стоянки попытался вскарабкаться в крутую песчаную горку высотой около 7 метров, но с первого раза доехал только до середины, переоценив возможности А/Т резины. С третьей попытки я, наконец, очутился на вершине. И как вы думаете что я там увидел? Правильно – кучу палаток, и кучу неодобрительных взглядов, хотя, как говорится, ничего не предвещало… Вскоре мы нашли подходящее место для лагеря. И пусть оно было не среди соснового бора, как нам хотелось, а посреди кустов у берега, но уже бы быстрее лагерем встать. Все очень сильно устали за долгую дорогу. Стоит, кстати, отметить, что народ, которого здесь было просто несметное количество, довольно быстро притих и ушел спать. В 12 ночи уже была полная тишина. Удивительно. Особенно для нас москвичей и подмосквичей.

Однако не успели мы разложить еду и налить по рюмахе за начало нашего чудесного путешествия, как краем глаза заметили странную тучу черного цвета, которая медленно, но верно плыла в нашу сторону. В общем, ливануло знатно. Здорово, что мы вовремя успели поставить нашу большую штабную палатку, где и сидели потом.

Под утро дождь закончился. Да и от облачности остались лишь редкие кучевые остатки. Искупавшись в водах легендарного озера, мы просушили палатки и начали собираться в дорогу. Сегодня нас ждет 700 км пробега до самого Беломорска.

2

В принципе, от пляжа до трассы дорожка вполне сносная – обычный грейдер. Вот здесь я должен сделать небольшое отступление от нити повествования и пояснить следующее: вообще я люблю грунтовки. Я заболел этой болезнью с приобретением Субару. И совсем недавно эта болезнь перешла в хроническую стадию в тот момент когда я поставил себе А/Т резину высокого профиля.

Но последующие дни покажут, что те грунтовки, по которым я так любил прохватывать 60-80 км/ч в Подмосковье и смежных областях, к настоящим грунтовым дорогам вообще имеют отношение очень посредственное

(в том числе и эта грунтовка по которой мы едем в данный момент). Скорее их можно назвать хорошими дорогами с песчаным покрытием. К концу этого путешествия я люто возненавидел те грунтовые дороги, которые встречаются в Карелии и Мурманской области. Точнее, возненавидел я их ещё раньше, при выезде с полуострова Рыбачий. Ну а передвигаясь по этой грунтовке с изредка попадающимися ямами, я был ещё полон надежд и ожиданий, что до крайней точки нашего путешествия, Вайда-губы, мы доберемся так же просто.

Ну да ладно, продолжим.

Сразу скажу, что федеральную трассу «Кола» держат в относительном порядке. Асфальт приемлемый, разметка свежая.

Видно, ЧТО это за трасса и куда она ведет: это трасса федерального значения, а ведет она в крупный областной центр. Вот здесь, на какой то момент, перестает быть стыдно за наши дороги. Первым местом, в котором у нас была запланирована остановка – город Петрозаводск. Не могу сказать, что город чем-то меня зацепил. Да, видно, что город крупный, оживленный, столица Карелии. Многие знакомые рекомендовали посетить знаменитую набережную. Однако ничего особенного я не увидел. Город как город, набережная как набережная.

3

Общее впечатление – просто приятный город. Здесь остановка запланирована была на полтора часа.

4

Мы прогулялись по набережной, а затем поехали пообедать, за сувенирами и просто прогуляться. Мы с экипажем Алексея (о) пообедали на привокзальной площади в каком то аутентичном ресторанчике, где Алексей (р) отведал все виды карельских настоек и составил барную карту сегодняшнего вечера. После плотного обеда, забежав в пару магазинов, мы вернулись к своим автомобилям, где нас уже ждали остальные экипажи. Следующая остановка – водопад Кивач. Это известное место паломничества всех туристов, приехавших в первый раз в Карелию. Да, водопад красивый, но ничего особенного я опять там не увидел. Не знаю… по моему мнению там внимания заслуживает только небольшой дендрарий и музейчик местного значения.

5

После Кивача мы по дороге к Беломорску заскочили на заброшенную ВПП, которая находится прямо посреди леса. Ни КПП, ни ангаров, ни диспетчерской вышки. Просто на площади 2100х40 м положили бетонные плиты. Кстати, чистоте и ровности покрытия полосы позавидуют большинство подмосковных аэродромов малой авиации. Я попытался конечно разогнаться побыстрее, но 150 кобыл оказалось маловато, чтобы хотя бы отметку 180 преодолеть. Кому интересно, потом могу скинуть координаты. Кстати, на первой фотографии как раз эта полоса и есть!

Ну а пока мы гоняли по этой полосе, мы разминулись с командой XV клуба, которые уже возвращались в Москву после 10-дневного путешествия по Карелии.

Дальше мы без остановок уже к темноте допилили потихоньку практически до Беломорска. Было решено остановиться, не доезжая до предполагаемого места ночевки, потому что становилось уже неприлично темно. В итоге выбрали место в 15 км от поворота на Беломорск на берегу озерца Нижнее летнее (странное название). Дорога к этому месту и обратно очень пагубно отразилась на ЛКП автомобиля. Куча деревьев и кустов. Здесь же мы преодолели пару бродиков. И спустя пол-часа мы нашли подходящее местечко и разбили лагерь.

6

7

Стемнело быстро. Вечером мы распробовали различные карельские настойки и наливки, немного поорали, чтобы медведей распугать и пошли спать. Но вот лично я мало верю в вероятность того, что голодного медведя реально напугать чем-то кроме ядерного взрыва, поэтому спал я с ружьём =).

С утра я, Алексей (р) и Владимир проснулись пораньше, чтобы наловить рыбы. Благо рядом был порог в месте впадения речки в озеро.

Пара окушков. Вот чем закончилась знаменитая карельская рыбалка). Ну зато ягод поели вдоволь. Собрав палатки, мы выехали в направлении Хибин. В Хибинах планируются наши третья и четвертая ночевки.

Первым местом, куда мы по плану должны были заскочить, это беломорские петроглифы. Проще говоря – мольберт древних людей, где они изображали наскальной живописью сцены охоты, различных ритуалов и прочего непотребства.

Мы свернули с трассы «Кола» и приличный асфальт сразу же закончился. Мдэ.

Здесь бы я не рекомендовал любителям седанов и прочих пузотерок ездить со скоростью выше 80.

Очень реально нарваться на здоровенные ямы. До петроглифов 20 километров. Доехали без приключений, припарковались и тут нас ждал большой сюрприз…

8

Оказалось, что из-за постоянных дождей, которые тут до нас шли, то ли водохранилище какое переполнилось, то ли речка из берегов вышла. В общем одна из плотин Беломорканала над петроглифами начала спускать воду.

Водой этой смыло почти весь мостик к петроглифам, так что на ту сторону не добраться. Да и время было ограничено. И тут даже альпинистское снаряжение Алексеев не помогло бы. Слишком долго.

Ладно, радуемся, что час времени освободился и едем дальше. Возможно, теперь получится засветло приехать в Хибины. Возвращаемся на Колу (Боже, хороший асфальт, как это здорово). И следующая наша остановка – обед. Обедать предполагалось в населенном пункте с теплым, почти ламповым названием «Тэдино» (легко ищется навигатором).

Местечко и вправду заслуживает отдельного упоминания. Для придорожного кафе готовят здесь на удивление вкусно, порции на удивление большие, а обслуживание на удивление быстрое. Плюс ко всему этому здесь можно отведать такие деликатесы как блюда из лосятины, оленины, кабанятины и пр. Единственная оговорка на этот счет в меню «если охота была удачной».

Далее была долгая, очень долгая дорога длиной аж в 15 километров. С мучительными попытками не уснуть после такого вкусного обеда. А ровное дорожное полотно способствовало крепкому и здоровому сну как нельзя лучше. Справился с этой проблемой обилием жвачки и минеральной воды.

Слава богу доехали! Стелла пересечения трассы Кола с полярным кругом. Культовое местечко, останавливаемся, фотографируемся. Часть из нас уходит на поиски каких то тайников, ругаясь на ходу непонятным словом «геокэшинг».

9

10

После ритуала у Полярного круга мы выехали в сторону Хибин. Трасса по-прежнему гут. Местами ремонты продолжительностью по несколько километров. Но в целом средняя скорость движения не меняется. 70-80 км/ч.

Кстати, должен заметить, что с хорошими заправками иногда бывают проблемы.

Такие ситуации, когда заправок нет в радиусе 100 километров случались с завидной регулярностью. А разок было даже так, что заправок не было целых 200 километров. Так что рекомендую всем заправляться до полного бака при любой удобной возможности.

Чтобы попасть, наконец, в центр хибинских гор, на место нашего лагеря, нам нужно проехать через города Апатиты и Кировск. Итак, завернув на пол часика в район Кандалакши на заправку Роснефть, мы добрались, наконец, до поворота на Апатиты.

11

Апатиты. Город заброшенных производств. Эта, в прошлом крупнейшая горно-рудная столица Заполярья, сейчас наполовину оставлена.

Впечатления удручающие. Кировск город более живой. Думаю, сказывается присутствие популярного горнолыжного курорта «Большой Вудъявр». Закупившись в местных магазинчиках, мы выехали на дорогу, ведущую прямо в центр Хибин к базе Контрольно-спасательной службы. Узнав, что это грунтовка, я сначала обрадовался. Однако радость эта быстро закончилась, как только я понял, что ехать нам придется по руслу обмелевшей реки.

Камни, броды, камни, броды и немножко грязи. Это всё что мы видели первые пять километров.

12

Сначала мне было жалко себя, потому что мотало так, что я пару раз чуть задел головой центральную стойку. Потом мне стало жалко машину. Но, поняв, что она вполне успешно справляется, я успокоился и стал наслаждаться видами. Позже русло реки закончилось и началась просто очень каменистая дорога.

13

Изредка встречались неглубокие броды.

 

14

А виды с каждым пройденным километром становились всё величественнее и величественнее. Вскоре, еще километров через 5, дорога, состоящая из одних камней, закончилась, и началась просто грунтовка с ямами и отдельными камнями. Ехать стало поприятнее. Довольно быстро начало темнеть и холодать. Разница в температуре с Апатитами в этом месте градусов 10. Насколько же холодно на самом деле, мы поняли, когда вылезли из машин для очередной фотосессии.

15

Когда солнце уже практически зашло за горы, виды стали ну просто невыносимо красивыми. Остановки для фотографий стали чаще, а из некоторых мест даже не хотелось уезжать.

16

Вообще-то, нашей задачей было добраться до озера Щучье, что в 7 километрах от базы КСС. Было уже довольно поздно и мы решили остановиться рядом с базой. Потыкавшись в несколько мест стоянок, обозначенных у нас на навигаторах, и поняв, что везде уже все занято, мы решили таки прорываться к озеру Щучье. Но нам преградила дорогу грязь. Может мы все и проскочили бы, будь у нас больше времени для поиска пути и вытаскивания наших авто из грязи. Но за отсутствием оного было решено вернуться и разбить лагерь прямо рядом с базой КСС.

Уставшие, все довольно быстро завалились спать.

Следующее утро было теплым и безоблачным.

17

На этот день у нас запланирован поход в горы. Изначально по плану его продолжительность составляла два дня с ночевкой в горах. Но, по просьбам трудящихся, мы ограничили поход одним днем. Спросив на базе КСС, куда нам лучше прогуляться, мы выдвинулись для восхождения на гору с неизвестным мне названием. Два экипажа, которые не готовы были тянуть лямку выдвинулись авангардом в Мурманск, ну а мы полезли вверх.

Высота, на которую нам предстояло взобраться, казалась не такой уж и большой. Верхняя точка всего-то 1100 метров.

А начало подъема было с высоты около 300. Но оказалось, что для не подготовленных людей это было то ещё приключение. По началу ноги постоянно соскальзывали с камней, а сами камни шатались под ногами и грозили травмами. Но потом ноги привыкли, мотор вышел на крейсерские обороты, и мы потихонечку поползли вверх.

18

Красота вокруг, чистый воздух и снег! В таких местах по-настоящему отдыхаешь!

Разумеется, недостаток физухи и опыта на нас сказался, но мы сделали это и покорили эту вершину. Для некоторых она была первой!

19

За весь день наших прогулок мы прошли 14 с половиной километров, набрали кучу грибов и увидели отличный высоченный водопад, в ледяную воду которого Алексей (о) не побоялся занырнуть. Вечером были отличные посиделки с пением под гитару и без. Все легли спать поздно, и в отличном настроении.

Однако, ночью на нас налетело ненастье – дождь и жуткий ветер. Поскольку предыдущий вечер был безоблачным и тихим и, как говорится, ничего не предвещало, мы даже палатки растягивать не стали, а завалились спать просто так. Моей одноразовой двухсекундной палатке оказалось пофиг на все причуды погоды, а вот Андрею из головного экипажа пришлось даже вылезать наружу и устанавливать растяжки. Но к утру дождь успокоился и лишь немного моросил. Мы неспешно позавтракали, собрались и выдвинулись обратно к равнинам. Сегодня у нас дорога до Мурманска.

К концу грунтовки я был жутко счастлив, что она закончилась, не подозревая еще, ЧТО нас ждёт на Рыбачьем.

До Мурманска мы доехали безо всяких проблем. Очень любопытная природа. Хвойные дремучие леса ближе к Апатитам переходят в хвойное редколесье с большим количеством болот и даже намеками на тундру, однако уже к Оленегорску переходят опять в дремучий лес и так до самого Мурманска.

В самом Мурманске я никогда не был. Этот город меня удивил в первую очередь тем, что вопреки моим ожиданиям, народ там живет отнюдь не бедно. Да и сам город, хоть и старый и уже повидавший виды, однако, здесь чисто, светло, дороги ремонтируются и вообще в хорошем состоянии. Город оставил у меня только положительные эмоции.

Заночевали мы все в разных местах, кто где смог. Я остановился в уютной мини-гостинице с красивыми и чистыми дизайнерскими номерами по цене 3200 за двухместный номер. (Довольно дешево, учитываю северную наценку). Завтрак тоже неплохой. Если кому будет интересно, контактики могу кинуть. Вечером собрались в общежитии у Алексеев (я бы мог назвать это гостиницей, но вахтёр на входе, запрещающий гостей после 12, не оставил мне выбора). Обсудили завтрашний пусть, съели арбузик, расслабились, да и поехали спать по домам. На следующий день мы поехали на нашу последнюю заправку перед Рыбачьим. Больше толковых заправок по дороге не будет, а до Вайда-губы (самой северной точки полуострова Рыбачий) нам ехать ещё 170 км. Залили всё под крышки, включая и канистры (они нам в итоге потом пригодились).

Первые 100 км до пограничного КПП проехались на одном дыхании.

20

Особенно впечатлило количество стел, мемориалов и памятников, посвящённых Великой отечественной войне. Нет, я конечно слышал, что здесь тоже проходил фронт и были тяжелые бои, но масштабов этих боев я к своему стыду даже не представлял. Теперь обязательно наверстаю упущенное и изучу литературу о защитниках нашего Заполярья.

21

Должен заметить, что эти мемориалы производят довольно угнетающее впечатление. Особенно когда читаешь посмертные надписи, оставленные бойцами. В сочетании с той тишиной, что царит в этих местах, даже иногда как будто бы в вое ветра слышишь голоса и стоны раненых. Усугубляют ситуацию протяжные гудки одиноких автомобилей, проносящихся мимо. Ухх, в общем, сильно это всё.

21а

После этого места, немного в раздумьях, мы добрались до пограничников. Бегло осмотрев наши автомобили, нас пропустили внутрь. Буквально через несколько десятков метров поворачиваем направо на дорогу, которая ведет на полуостров Рыбачий. Проезжаем с километр и всё. Опять грунтовка. Поначалу всё вроде бы неплохо. Песочек с ямами, но с каждым километром становилось всё хуже и хуже. Дорога по «большой земле» в принципе не вызывает затруднений. Всё проезжабельно. Средняя скорость 7-8 километров в час. Ближе к побережью начинаются камни и сопки. Чувствуется приближение моря.

22

На одной из остановок с целью полюбоваться местной природой мы встретили 4-х ребят на подготовленных машинах. Оказалось, что у нас схожие маршруты. Мы интересно с ними пообщались, а они нам немного подсказали по нашему будущему маршруту. В принципе, мы ещё раз с ними встретимся на выезде с полуостровов, где они нас попросят передать привет хозяину поморской деревеньки Тоня Тетрина, где мы по плану через пару дней должны очутиться.

 

23

Продолжаем движение. Вот-вот должно показаться Баренцево море, а дорога в основном начинает состоять из одних спусков и подъемов.

24

И вот, наконец, на горизонте из-за очередной сопки появляется ОНО. Холодное и величественное. Кладезь ресурсов, ископаемых и вкуснейшей рыбы. Глубокое, суровое, но полное жизни. Чистое и прозрачное. Ничуть не хуже южных морей.

25

Пробираемся потихоньку к перешейку на полуостров Средний. По дороге останавливаемся на территории какой то туристической базы. Она прямо на перешейке. Подходим к воде, кто-то умывает руки, кто-то лицо. Все чувствуют необходимость прикоснуться к этому манящему северному морю, которое простирается вплоть до самого Северного ледовитого океана.

Но на все свое время. «Цигель, цигель», — кричит нам Андрей, и мы садимся в машины и едем дальше. К музею обороны полуостровов Средний и Рыбачий мы не успеваем, а дальше по плану у нас деревушка оленеводов и заброшенный военный городок. К оленеводам мы не поехали т.к. от разведгруппы, состоящей из Андрея и Лизы, поступила инфа о том, что олени все на выпасе и смотреть там нечего. Едем в военный городок. Любопытное у меня ощущение оставляют такие заброшенные постройки, особенно военные. Какой-то призрак былого советского величия и счастливого быта. Ничего толком там нет, конечно, но определенную долю удовольствия я получил.

26

Но наша цель – Рыбачий. Едем! Дороги на Среднем, конечно, те ещё. Грунтовки с камнями сменяются каменными руслами, а те в свою очередь просто подъемами по гладким скалам.

Но вот мы въехали на Рыбачий. Здесь, по словам встречных экипажей, должно быть полегче. Но нас заботит совсем другой вопрос. Как нам преодолеть тот брод, о котором нам рассказали мои друзья из XV клуба, побывавшие здесь неделей раньше.

По их словам этот брод можно преодолеть всего дважды в сутки в полный отлив.

А по моим расчетам получается так, что мы к нему успеваем как раз к полному приливу! Но ничего, раз уж заехали так далеко – отступать нельзя. Едем дальше.

Вдоль дороги и побережья везде валяются ржавые останки какой то техники.

27

Может, это военная техника, может, строительная. Уже не понять. Всё давно проржавело. Местами встречаются даже останки легковых машин. По слухам, здесь зимой так иногда поступают – бросают машины, намертво застрявшие в снегу. Потому что вытащить их отсюда будет дороже, чем они стоят.

28

Солнце потихоньку клонится к закату. Дорога не меняется. Камни, камни, камни.

29

Подъезжаем к первым бродам и мостикам. Мостики местами хлипкие и какие-то лучше объезжать рядом.

30

Броды в принципе все проходимые. Максимальная глубина, которую мы установили для наших машин, это «по колено». Можно было бы и на сантиметров 20 поглубже, но мы тут не на соревновании, чтоб рисковать, да и машинку после гидроудара обратно в Мурманск волоком тащить совсем не хочется.

31

Если на Среднем присутствовала ещё какая-то растительность, то здесь уже очень редкие кусты. Но в основном мхи. Много морошки.

Уже на подъезде к предполагаемому месту морского брода мы наткнулись на лужу, штурмовать которую мы не решились. Глубина была почти по пояс. Долго не думая, мы быстро нашли объезд. Благо на подъезде к Вайда-губе одиночная каменистая дорожка превращается в широкую разветвлённую сеть мелких дорожек. Даже запутаться можно.

И тут произошло самое удивительное. Мы долетели до Вайда-губы и даже не заметили как! Никакого брода мы по ходу не встретили!

Удивительный полуостров. Нас все убеждали, что объехать этот брод нельзя. Ну и да ладно. Отбросив все мысли, мы прямо таки повылетали из своих машин! Мы достигли крайней точки путешествия!

32

Очень сложно описать эмоции, которые тогда меня наполняли. Это было что-то сродни первому полету человека в космос))

Ветра почти не было. Дул легкий свежий бриз. В таком месте надышаться невозможно =).

Довольные, все садимся в машины и едем на место стоянки, которое присмотрели по ходу движения сюда. Оно находится рядом с единственным песчаным пляжем, который встретился на нашем пути.

Уставшие от такой утомительной дороги, которая заняла у нас почти 9 часов (а ехать-то всего 70 километров), мы быстренько поужинали, скромно отметили это событие и улеглись спать. В то время как мы ставили лагерь и отмечали, теплый безоблачный вечерок потихоньку становился более суровым. Небо заволокло тучами и поднялся ветер, который потом так и не стих. Я видел эту завораживающую и быструю перемену погоды своими глазами, т.к. вышел из нашей штабной палатки, чтобы поужинать, наслаждаясь звуками моря, свежим морским воздухом и потрясающим видом на Норвегию. Вскоре ко мне присоединились и другие. Зрелище то завораживающее!

И в тот момент, когда я пошел спать, я не пожалел, что поставил палатку рядом с единственным кустом, а с другой стороны перекрыл машиной. Ветерок ночью задувал нешуточный. Несмотря на эту перемену погоды, утром выглянуло солнце, осветив наш лагерь и разбудив нас. Трое самых отчаянных – Я, Алексей(р) и Оксана (!!!) отправились делать то, что должен сделать любой человек, увидев море – искупаться! Водичка была, мягко говоря прохладной. Градусов, я думаю 10, что ощутимо холоднее Телецкого озера в котором я купался в прошлом году в это время.

33

Скажу вам честно, уезжать отсюда не хочется. Но нас никто не спрашивает. План есть план. Мы потихоньку собрались и выехали в обратном направлении. Сегодня у нас посещение «Двух братьев» — уникального природного феномена, образованного ветряной эрозией, ну и удивительного музея, посвящённого обороне полуостровов Средний и Рыбачий во времена Второй мировой войны.

Чтобы попасть к Двум братьям, нужно было выбраться обратно на полуостров Средний и свернуть к его западной части. Дорога туда была довольно сложной – один серьезный брод и много каменистых участков. Именно на этих участках некогда круглая труба, торчащая сзади автомобиля Алексея(о) навсегда потеряла свою форму =).

34

Доехали до Двух братьев мы все же более или менее спокойно. Место производит странное впечатление, а особенно если знать, что это древнее саамское капище. Поражает, какие же удивительные вещи способна создать природа!

35

После Двух братьев следующей точкой была береговая батарея. До нее мы добрались уже не помню как, но в целом довольно легко. Удивительное сооружение с развитой подземной инфраструктурой. Длинные катакомбы с различными помещениями. Видно, что здесь можно продержаться ни одну неделю, не вылезая на поверхность. И что самое удивительное – управление огнем и наводкой ещё функционирует! Башня крутится, механизмы подачи снарядов работают. Ходят слухи, что эта батарея стоит здесь ещё с войны, но орудия на ней и все оборудование поменяли в 50-х годах.

Осмотрев сие любопытное местечко, мы расселись по машинам и выдвинулись к музею.

По дороге к музею вытащили из кювета Патриот, который влетел туда на полном ходу пока водитель глазел на касаток (!!!), плавающих неподалёку.

35а

Музей конечно, это вообще отдельная история. Про него можно так много написать, что понадобится отдельный и довольно объемный отчет. Но постараюсь вкратце.

36

Место, которое шокирует, пожалуй, больше всего. Эхо войны. Про оборону хребта Муста‑Тунтури написано очень много.

Вкратце немного фактов: высота в среднем 200 метров. Протяженность 9 километров. Расстояние между огневыми позициями – от 20 до 60 метров. 3,5 года Красная Армия противостояла натиску немецко-фашистский войск. Около 12 тысяч погибших за все время обороны хребта. Из этих 12 тысяч -4 тысячи была элита немецких войск — горные егеря.

36а

В общем, рубка была нешуточная. Когда забираешься наверх, то создается впечатление, что как будто вчера ещё шли бои. Много осталось нетронутым. Дзоты, бункеры, укрытия, колючая проволока.

 

37

Гильзы хрустят под ногами, ветер дует с такой силой, что может запросто сбить с ног. Чуть в отдалении стоит небольшая стела. Здесь же валяются осколки снарядов и даже целые мины, разумеется, уже насквозь проржавевшие.

38

Отдельно хочу упомянуть создателя и хранителя этого уникального музея — Юрия Александровича Кобякова. Этот человек, можно сказать, в одиночку собрал и увековечил историю и память о героях Великой Отечественной Войны, отдавших свои жизни и не пропустивших врага на нашу землю. Такие люди пока ещё остались. Что произойдёт, когда их не станет… В наше-то время, где все поставлено на коммерческие рельсы…

Эх, ладно, взгрустнув, едем дальше. Погодка начала портится, облака опустились очень низко. Периодически въезжаем в них на пути к асфальту.

39

Обратная дорога показалась немного легче. Возможно, из-за более частых остановок и перерывов. И вот снова асфальт! Как же я был счастлив! К чёрту этот бесконечный каменный триал! Так можно и морскую болезнь на суше заработать!

Всё таки у Subaru XV довольно жесткая и плотная подвеска. На таких вот грунтовках с камнями и ямами, которые нужно периодически переезжать, мотает прилично. Где-то на пути к Вайда-губе я спустил колеса до 1,2. Стало полегче, но появилась опасность разбортировки. Слава богу, пронесло.

В целом наши автомобили очень хорошо перенесли путешествие на Рыбачий. Из поломок – порванный задний стабилизатор у Алексея(о), немного покоцаный глушитель у Владимира, который он позже заварил в Мурманске и умерший сайлент-блок передней стойки стабилизатора у Андрея.

По дороге в Мурманск у меня загорелась лампочка, сигнализирующая о том, что надо бы маслица долить. А до Мурманска всего 60 км осталось. Думаю, доеду. Но тут ребята, прожжённые субароводы, начинают меня стращать, что у «зубару» желтая масленка означает обычно, что двигатель уже мертв от масляного голодания. Поддавшись на эти запугивания, я долил все же масла =)  Дальнейший путь до Мурманска ничем примечательным отмечен не был. По сложившейся традиции посигналили у мемориала защитникам Заполярья.

Ночевать я остановился в той же гостинице. Завтра на утро у нас встреча на заправке и дорога в сторону дома.

Утром мы с Андреем и Лизой посетили с экскурсией атомный ледокол «Ленин». Рекомендую — очень интересно! После экскурсии сбор и едем дальше. Ночевка по плану под Кандалакшей. Обратную дорогу до Кандалакши расписывать не буду. Отмечу только что по дороге мы минут на 15 заскочили на железнорудный оленегорский карьер. Здоровый, зараза! Масштабы выработки откровенно впечатляют. Особенно огромные БелАзы, ползущие как муравьи.

Перед Кандалакшей я позвонил своему другу из XV клуба – Михаилу. В прошлом году он с другом и с потрясающей неугомонной собакой Мирой ездили с нами на Алтай. Он как раз живет в Кандалакше, и я надеялся, что он заедет к нам в лагерь на пару часиков. Но он, к сожалению, был на рыбалке в районе Варзуги, так что подъехать к нам не смог. Но подсказал нам пару неплохих местечек для лагеря на берегу Белого моря не далеко от Кандалакши и каменного лабиринта, который мы хотели посетить с утречка на следующий день.

40

Сам Кандалакшский залив, по моему скромному мнению, будет несколько покрасивее, чем Баренцево море. Наверное, сказывается уже обилие живности и растительности. Здесь, конечно, уже не только камни и мхи.

Довольно легко мы нашли место на берегу моря, однако оно находилось прямо рядом с болотом. И по этой причине мы с Андреем вдвоём отправились попробовать подыскать местечко получше. Спустя минут 40 мы нашли новое место. Совсем недалеко, в нескольких сотнях метрахов от старого, но прямой путь преграждала большая лужа, которую мы так и не рискнули штурмовать. Я дошел пешком до своих по этой луже и повёл группу в объезд.

Объезд был долгий и проходил по каменно-песчаной грунтовке со всяческими вывешиваниями и крутыми спусками. Но наши машинки отлично справились.

И, как оказалось, не зря мы ехали на это место. Оно оказалось очень удобным, без болот и комаров.

41

Хорошо, что приехали мы на место пораньше, чем обычно. Было время и рыбку половить и спокойно поужинать. После быстрого перекуса рыбаки, т.е. Я, Алексей(о) и Алексей(р) решают пойти червей накопать. Владимир в это время расчехляет спиннинг. Ему черви не нужны =). Пескожилов тут довольно много – справляемся за полчаса для первых забросов. Потом ночью будем докапывать уже с фонарями.

Пока копали, наблюдали такую красоту:

42

За вечер и утро улов небольшой. Камбала, да маленькая треска. Ну и то приятно. Учитывая то, что рыбачили мы так себе. В основном сидели за столом =).

В один прекрасный момент, уже ночью, я решил проверить снасти. Пока сматывал фидер, краем глаза зацепился за какой-то светлый кусочек на ночном небе. Как настоящий москвич, не придал этому никакого значения, поскольку в ночном московском небе чего только не увидишь.

Однако, через пару минут пятно как будто бы сместилось и увеличилось в размере. Я поднял глаза и очень сильно прифигел. Настолько, что кажется даже выронил удилище. Это было именно то, что я никогда не видел, но очень сильно мечтал увидеть! Северное сияние! А оно было уже большим и увеличивалось постепенно в размерах. На мои крики сбежался весь лагерь. И в течение получаса мы завороженно смотрели в небо на это чудесное светопредставление.

43

Спалось в эту ночь отлично! Утром приехали какие-то дебилы из местных, им не понравилось, что мы перегородили «дорогу к берегу», дорогой там, кстати, и не пахло. Но ничего не должно было испортить нам настроение, поэтому ребята, которые к этому времени уже проснулись, затевать ссору не стали, а просто подвинули машину. Половили ещё рыбки, пообедали немного, да поехали к каменному лабиринту. Зря мы не послушали, когда нам говорили, что туда только с отливом лучше идти. Я прямо сразу промочил ноги. Но не страшно.

Люблю с босыми ногами за рулем ездить. У меня так даже расход бензина падает =)

Лабиринт этот жутко древний. Ещё до нашей эры построен (в чем у меня лично сомнения), но, тем не менее, любопытное сооружение. Интересно, зачем его строили?

Последующие три дня мы по плану должны провести, путешествуя по терскому берегу. Остановки планировались в двух местах. Первая близ Варзуги, вторая в поморской деревушке Тоня Тетрина, о которой я упоминал выше. Сегодня дорога на Варзугу. Поскольку ехать было всего-то ничего – около 250 километров, выехали мы после обеда. Самым печальным для меня стал тот факт, что из этих 250 километров около 200 нам предстоит двигаться по грунтовой дороге (о, нееет, опять!). Слава богу, это оказалась дезинформация. До города Умбы мы доехали без проблем. Закупились там в магазине, заправились на заправке и выдвинулись дальше. Где-то километров за 50 до цели все же началась грунтовка, но она была приемлемого качества и ехать по ней можно было в принципе со скоростью около 50 – 60 км/ч. Дорога была очень пыльная, а я замыкал колонну. И спустя километров 20 я перестал в этой пылище видеть ямы и пару раз неприятно влетел, пробив подвеску. После чего решено было отпустить вперед колонну бешеных субаристов и ехать сзади помедленнее. Где-то спустя минут 40 мы уже сворачивали с дороги и направлялись к месту нашего лагеря. В этот раз берег у моря был высоким и скалистым. Остановились сверху в небольшом лесочке.

44

Природа здесь, конечно, тоже уникальная и очень красивая.

45

А какие здесь закаты! Да и вообще. Не первый день замечаю, что закаты здесь, за Полярным кругом, один красивей другого. Ну вот как не крути, не увидишь ничего подобного ни в Подмосковье, ни в прилегающих областях.

46

На следующее утро наша задача – походить, погулять и пособирать аметисты. Здесь неподалёку старые аметистовые выработки.

47

С самого утра после завтрака народ потихоньку рассосался по берегу и начал самозабвенно искать полудрагоценные камешки. Но, как говорится, всё уже украдено до нас. Приличных размеров самородка найти никому не удалось. Но все равно нашли несколько небольших, но красивых камешков.

48

Поиск этих самых камешков оказалась реально затягивающим действом. Настоящая аметистовая лихорадка. 2 часа поисков пролетели как 10 минут.

На сегодняшний день у нас планировался самый короткий переезд за все дни. Около 90 километров. Поэтому мы не спешим. Разобрав найденные самородки и выбрав самые лучшие – мы решили отдохнуть и пообедать. Однако, народ у нас собрался неугомонный. Алексей(о) и Алексей(р), дабы не терять альпинистскую сноровку, решили расчехлить снаряжение и полазить по скалам с веревкой. Я тоже не смог устоять перед возможностью хапнуть адреналинчика и решил присоединиться. Вскоре компанию нам составил и Андрей.

49

Как бы нам ни хотелось здесь еще остаться, но время тик-так, а нам засветло желательно приехать в Тоню́. Собрали лагерь, выезжаем. Всё-таки каждое место стоянки захватывает по-своему. За наше путешествие ни одного даже похожего друг на друга места для ночлега у нас не было. Но из каждого места совершенно не хотелось уезжать. Какая-то северная магия.

Прощаемся с этой частью терского берега.

50

Выезжаем, на злополучную грунтовку. Днем, слава богу, все видно – двигаемся в быстром темпе. Доезжаем до Тони часа за два с половиной. По дороге делаем остановку у пересечения полярного круга. Больше мы туда не вернемся в рамках данного путешествия. Взгрустнулось.

51

К самой Тоне идет грунтовая дорога (о боже, когда это кончится!) и с полкилометра по песчаному пляжу. Грунтовая дорога в лесу вполне себе проезжабельная даже для некоторых легковых авто (фокус, например, точно проедет).

Когда Андрей рассказывал, что мы будем ночевать на очень известной базе под названием Тоня Тетрина, я в последнюю очередь вообще мог предположить, что это будет старая поморская деревня. Это место, наверное, самое запоминающееся из всех, где мы были. Не по красоте природы, я имею в виду. Вообще, по словам хозяина – Александра Борисовича (Комаров вроде бы у него фамилия, уточню позже) — началом любой поморской деревни был морской хутор – Тоня.

Тоня «Тетрина» восстановлена максимально достоверно прежнем месте и функционирует как историко–этнографический комплекс и музей под открытым небом.

Также здесь собрано большое количество экспонатов времен Второй мировой войны. Вплоть даже до останков американского бомбардировщика. Очень большой военный музей. И очень интересный.

Но подкупила меня, на самом деле, аутентичность и самобытность этой поморской деревушки. Многие домики, например, изначально предназначавшиеся для хранения сетей, изнутри переоборудованы под спальные места. Однако, снаружи так и не скажешь.

52

В этой Тоне у нас запланирована дневка и баня со СПА(!) процедурами. В бане мы провели практически целый день. Очень хорошо пропарились, ну и начались СПА процедуры. Смысл их в том, что вода в огромной железной ванне заранее нагревается костром. Предварительно в отлив нужно пройти по берегу и найти ламинарию – ценнейшую морскую водоросль (она же – морская капуста).

53

О ценности этой водоросли весь интернет статьями завален. Набрав 8-10 крупных листьев, окунаем все это в нагретую воду и оставляем томиться часок. Пока вода в ванне насыщается йодом, морской солью и прочими вкусностями – хорошенько пропариваемся с веником, открывая поры и, после холодного душа или окунания в воды Белого моря, идем по одному – два человека и садимся на 10 минут в эту ванну с теплой водичкой. После того, как вылезаешь оттуда, на коже остается слой слизи от водорослей, которую ни в коем случае нельзя снимать. В ней вся польза. В итоге слизь высыхает через полчасика и через час уже можно мыться.

После отличной бани мы все слегка поужинали и разошлись спать.

На следующий день я проснулся от того, что Алексей(р) влетел в комнату с вопросом «пойдешь на рыбалку?». Тут маленькая ремарка – два дня мы выпрашивали у Александра Борисовича разрешения выйти в море на лодке, чтобы рыбку половить. Но то ветер, то волна не давали нам такой возможности. А тут вдруг свершилось! Вскакиваю, быстрый завтрак и поплыли. Ещё одну ремарку сделаю. В этот момент я немного провинился перед членами нашей экспедиции, поскольку должен был с утра вскипятить воду для завтрака. Но, каюсь, рыболовная сущность пересилила в тот момент. Я вспомнил о воде и даже вскипятил ее, но дальше прыгнул в лодку.

За пару часов мы наловили полведра отличнейшей трески, хоть и небольшой, которую на следующий день закоптили и съели =).

54

В то время как мы ловили рыбку – понаехали автобусы и началась двухчасовая экскурсия по Тоне. Наши товарищи присоединились, а мы пока засаливали трофеи и переодевались. В принципе мы не много пропустили.

Экскурсия была крайне интересной! Александр Борисович рассказал обо всех премудростях жизни поморов, о назначении каждой вещи, об уникальных приспособлениях и показал музей Великой отечественной войны. Крайне любопытно. Все два часа слушал рассказ о деревни с огромным интересом! Рекомендую.

55

Вообще, Александр Борисович — это уже второй человек, преданный своему делу, которого я встретил за все наше путешествия. Как и Музей обороны полуостровов Средний и Рыбачий, эта поморская деревня вся целиком создана и функционирует благодаря одному единственному человеку. Куда укатится этот мир лет через 50? Неужели мы всё забудем? Всю нашу историю и народность? Все подвиги наших предков… Ведь таких людей всё меньше и меньше с каждым годом.

После экскурсии мы собрали вещи, расселись по машинам и поехали в Кандалакшу. Там по плану у нас закупка съестным и ещё нужно решить, что делать дальше.

Поскольку в начале своего путешествия мы решили не ехать на Соловки, посчитав, что за полдня там ничего не посмотреть, у нас остался один свободный день, который надо было куда-то девать. И здесь наши мнения разделились. Три экипажа, в том числе и я, считали, что надо отправиться на рыболовную базу, Андрей с Лизой были за то, чтобы посмотреть побольше городов всяких, а Игорь со Светой под шумок решили побыстрее в Москву вернуться. Было немного жалко, что группа разделяется. Ну да ладно. Едем рыбачить! Выезжаем на трассу «Кола» в сторону Санкт-Петербурга и по дороге пытаемся найти свободную рыболовную базу. Мест почти нигде нет. В итоге находим местечко недалеко от Беломорска в деревеньке Шуезеро. Цены приятно порадовали и удивили. И на проживание, и на баню. А две лодки так и вообще бесплатно дали! К сожалению, запамятовал название базы. Надеюсь, что друзья мне подскажут, и я поправлю этот абзац.

Приехали мы на эту базу уже затемно, быстренько поужинали, да спать легли. На следующий день у нас обширная культурная программа. Рыбалка с утра, Беломорские петроглифы днём, рыбалка вечером, копчение рыбки, и затем банька.

С самого раннего утра, я достал, наконец-таки, моторчик свой, который балластом возил всю дорогу. Сузуковская пятнашка. Прилепили на пластиковую лодку, установили эхолот и поплыли снимать снасти с владельцем базы, чирканув прямо посреди озеро об камень, что обескуражило, и поначалу я боялся на полный газ выходить. Через полчасика вернулись и поплыли уже с ребятами на разведку. Часа за полтора-два выяснили, что, во-первых, озеро очень каменистое, а во-вторых, что рыбы-то не очень много. Посоветовавшись с хозяином базы, решили вечером плыть в другое место под названием «щучий залив». (по названию мы подумали, что без улова не уйдем).

После чего сели в машины и рванули к петроглифам. Любопытное место. И любопытное ощущение – наблюдать творения людей, сделанные около 8000 лет назад. Вполне интересная экскурсия. На некоторые изображения я даже никогда бы внимания не обратил, если бы экскурсовод не показал.

После петроглифов закупаемся в Беломорске. Когда я сюда ехал, я думал, это такой довольно крупный городок. Отнюдь! Тлен и безысходность. Вот какие ассоциации я применю к этому городу. Но с Апатитами, конечно не сравнить. Там еще «веселее».

Быстро-быстро возвращаемся на базу, прыгаем в лодку и отчаливаем к рыбным местам. Попутно поймав подсаком форельку, отбившуюся от рыболовного хозяйства, которое расположено неподалёку. Плывём. Первые метров 700 буксируем за собой Владимира на второй лодке. Оставляем его у перспективного острова, а сами дубасим к заливу «щучий».

Но с рыбалкой в Карелии нам катастрофически не везет. Можно сказать, что не поймали ничего. Возвращаемся с закатом. В очередной раз удивляемся красоте местных закатов. С ними даже рыболовная неудача кажется не такой горькой. Подбираем Владимира и дуем домой. Там нас уже ждет банька. Коптим рыбку, паримся, ужинаем. Красота.

Не передать никакими словами, как в Карелии красиво. Только воочию =)

На следующий день у нас очень долгий переезд – более 800 километров. Точка назначения – база под Вологдой. Выезжаем (я, как выяснится потом, оставляю там любимую охотничью куртку), уговариваю Алексея(о) прокатиться на его «турбе». Сажусь за руль, вспоминаю, как работать с «механикой». Эхх, прокачу! Машина очень приятно едет, даже без заднего стаба =). Доволен, что прокатился. Рассаживаемся обратно. Заезжаем в Медвежьегорск. Мне этот городок очень понравился. Уютно в нем прямо. Даже не знаю, не могу толком сказать, что понравилось конкретно вот это и это. Это, кажется, изнутри какое-то чувство. Понравился и всё. Закупаемся и едем в Вытегру. Ничем не примечательный по мне городок, однако, здесь у нас по плану экскурсия по подводной лодке. Очень занимательно, должен сказать. Никогда раньше не был в подводной лодке. Всё можно потрогать и почти везде понажимать.

Едем дальше. Трафика практически нет. За всю дорогу до Вологды – один или два обгона всего. Леса уже становятся больше похожи на леса средней полосы. Подъезжаем к базе, оказывается, что это бывший детский лагерь. Здесь нас встречают с хлебом и солью знакомые Алексея(о) и расселяют нас по палатам =). Спасибо им за всё. В палатке спать уже немного поднадоело. Здесь же нас уже ждет банька и шашлык. Всё очень вкусно. Отдыхаем от дороги и ложимся спать.

Следующий день можно по праву считать окончательным в нашем путешествии. Обнимаемся, прощаемся и отбываем. Ребята отправляются в Москву, ну а я на Рыбинское водохранилище – ловить рыбу, которую не выловил в Карелии=). Но это уже совсем другая история.

56

Напоследок должен сказать, что Север, как Алтай в прошлом году, оставил огромный след в душе. Для него будет отдельная полочка в моей памяти. Эти закаты, эти сильные суровые моря, эти леса и тундра, ягоды, грибы, животные.

Всё здесь какое-то первозданное и существует, казалось бы, в полной гармонии между собой. И даже люди вписываются в это взаимодействие.

Бывали моменты, что даже наступать не хотелось на эти камни, эти мхи, эти цветы, которые живут здесь годами и веками. Здесь ты понимаешь, что присутствие человека в природе, честно говоря, в принципе не желательно. Особенно в такой форме, как это происходит сейчас. Но если человека не будет, кто будет эту красоту наблюдать и наслаждаться ей? =)

Засим заканчиваю и шлю фотку вашего покорного слуги, прошедшего весь этот путь и покорившего в своё удовольствие это суровое, но до сих пор манящее Заполярье!

57

Ну и традиционно: планы на следующий год уже известны! Абхазия и Приэльбрусье!

До новых встреч и отчетов!

 

Все фотографии (кроме трех)  и видео бессовестно сворованы у Лизы, Володи и Алексея(о). Авторские права сохранены
Андрей Малов
Андрей Малов

Активист автомобильного клуба владельцев Subaru XV

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.