Лучшие дороги в Туве — это реки
785

Лучшие дороги в Туве — это реки
Июнь 24 16:00 2015

Александр Плющев: Сан Саныч, я так много думал весь вчерашний день о том, что ты нам рассказывал, так меня впечатлили твои рассказы, живо они стояли передо мной, перед моими глазами, что я даже не мог сегодня не сочинить тебе куплет. Точнее, не мог не переделать куплетик из Бориса Борисовича Гребенщикова. Примешь?

Александр Пикуленко: Доброе утро! Да, конечно.

Татьяна Фельгенгауэр: Доброе утро, Сан Саныч.

А. Плющев: Ты знаешь, на самом деле я фактически в этом куплете переделал всего одно слово: Невы на Тывы. Все автомобильные ассоциации написаны Борисом Борисовичем задолго до того, как я придумал это переделать. Послушайте, как это звучит. Извините, у меня со слухом так себе, потому я петь буду очень аккуратно. Это поется так:

Мои жилы, как тросы, моя память как лед.
Мое сердце как дизель, кровь словно мед.
Но мне выпало жить здесь, среди серой травы.
В обмороченной тьме, на просторах Тывы.

Как тебе?

Т. Фельгенгауэр: Сан Саныч, мы больше не будем.

А. Пикуленко: Я потрясен!

А. Плющев: Сан Саныч в шоке!

А. Пикуленко: Да, во-первых, все началось с того, что я все-таки побывал в центре Азии. Наша страна, в большей своей части, как я понял по проекту «Открывая Россию», находится все-таки на азиатском континенте. Центр Азии стоит как раз посредине города Кызыла. Там две достопримечательности: набережная Кужугета Шойгу и центр Азии.Юрта кочевника

Мы посетили, отправились дальше и заехали… Знаете, бывает так, едешь и попадаешь в туристический аттракцион. Мы заехали к настоящему местному чубану. Я его так назову, потому что на самом деле по-тувински он называется так, что если я это произнесу, то это будет как-то даже неприлично. До сих пор к моему большому удивлению… Знаете, я всегда считал, что где-то там на дальнем севере есть традиционный уклад жизни. А тут мы ехали по пескам, по степям. Красивые, потрясающие, ковыльные степи. Приехали – стоит юрта.

Представляете, стоит юрта, там живет семья: мама, папа, дети, бабушка, у них там лошадки. Живут с натуральным хозяйством.

Кочуют, четыре раза в год. Четыре раза в год они разбирают и собирают юрту, кочуют. Гостеприимные люди. Я был потрясен.

А дальше мы поехали по маршруту, который добыли в несекретной карте Генштаба. Она даже там была обозначена пунктирной линии. Я уже только потом узнал, что это такое. Это караванная тропа чайного пути. По этому чайному пути из Китая через Монголию шли в коробах плитки с чаем. Кстати, местное тувинское население пьет чай по-английски. Варят плиточный чай и пьют.

Т. Фельгенгауэр: С молоком.Тувинские пейзажи

А. Пикуленко: Да, добавляют коровье, козье молоко. Тут уж, у кого что есть. Своеобразная вещь. Так вот вчера мы шли по караванной тропе со скоростью караванов. Потому, что караван шел где-то 4-5 км/ч. Но вы представьте себе потрясение: ты идешь караваном, у тебя играет музыка, работает кондиционер, ты находишься на кожаном сидении, вальяжно пристегнутым, и ты движешься. Правда, с приключениями: у нас тут камни резали колеса. Мы вчера 5 колес передали. У нас машина утонула в реке, потому что часть этой тропы проходила по руслу реки.

А. Плющев: Обыденно так.

Т. Фельгенгауэр: В смысле? Совсем утонула?

А. Пикуленко: Вот как раз, когда его вытянули из реки, открыли дверь, из него выливалась вода. Без рыбок, правда. Но, а дальше он завелся и поехал сам. Но сам факт, что современный внедорожник, вышедший на караванную тропу, эту тропу проторил за 8 часов.

Т. Фельгенгауэр: Вы прям действительно со скоростью 4-5 км/ч передвигались?

А. Пикуленко: Да, действительно.

Т. Фельгенгауэр: А почему так?

А. Пикуленко: Быстрей там просто нельзя. Это не дорога, а тропа.

Т. Фельгенгауэр: Так можно было пешком пройти.

А. Пикуленко: Ты знаешь, одна из особенностей прохождения такого маршрута, что

часть людей, конечно, сидит в кожаном кресле с кондиционером, а вторая часть бежит перед машиной и показывает дорогу.

Потому, что там камень, здесь брод, здесь ямка, здесь болотце.

Т. Фельгенгауэр: Видимо, кто-то пренебрегал этими обязанности, потому что и камни резали колеса, и в броде могли утопить автомобиль. Проводники-то у вас там так себе.

А. Пикуленко: Давайте исходить из того, что машина гениальная…

Т. Фельгенгауэр: … А карта Генштаба – так себе. Журналисты, что с них взять.

А. Пикуленко: Рассекреченная карта Генштаба оказалась правильной. По ней был положен трек. Но самое главное, что невзирая на все трудности, этот маршрут мы прошли. Причем там еще на перевале пообедали космической пищей.Дороги в Туве

Т. Фельгенгауэр: В смысле космической? Из тюбиков? Из пакетиков?

А. Пикуленко: Нет, не из тюбиков. Из пакетиков. Заливаешь пакетик воды, трясешь. А дальше получаешь то, что надо в зависимости от количества воды. Хочешь каши – воды меньше, хочешь – воды больше. Хочешь – жуешь кашу, потом добавляешь воду внутрь себя, оно там раздувается и долго переваривается, а ты сытый.

Т. Фельгенгауэр: А бегаешь ты – 4 км/ч по камням и бродам.

А. Пикуленко: На этом старом чайном пути, к сожалению, пока не поставили никаких кафе. Вот мы выехали, и сегодня у нас очень интересный день. Сейчас я стою как раз на берегу Енисея, экологически чистого. Тут даже роднички есть. Мы приехали к староверам. Нашим соотечественникам, которые когда-то ушли при царе Алексее Михайловиче… Ну, вы знаете мое отношение к таким вопросам.

Т. Фельгенгауэр: К царям?

А. Плющев: К религии.

А. Пикуленко: Мы приехали к ним в поселок, познакомиться с бытом староверов. Получается такая, хорошая этнографическая экспедиция. Но самое главное, что здесь меня поражает, это красивейшие места. Места здесь очень красивые. Но дороги здесь…

Т. Фельгенгауэр: Жить невозможно!

А. Пикуленко: Жить можно. Вот река – это самая лучшая дорога.

Самые лучшие дороги в Туве – это река Енисей и его протоки.

А. Плющев: Я что-то жалею, что не попросил наших слушателей задать тебе вопросы. Время еще есть, а вопросов пока нет. То есть, мы так далеко ушли от автомобилей.Тува. Бездорожье

Т. Фельгенгауэр: Вообще мы довольно подробно обсудили плавающих Discovery. Ты просто пропустил это.

А. Пикуленко: Понимаешь, по поводу автомобилей я объясню: это переход в другое качество автомобиля, когда люди с любой профессиональной подготовкой могут сесть и поехать туда, где тропа мало проходима.

Т. Фельгенгауэр: Потому что колеса все равно полетят. С любым уровнем подготовки.

А. Пикуленко: Давай все-таки разделим претензии.

Колеса – это Goodyear, а проходимость – это Land Rover.

Т. Фельгенгауэр: Нет, вообще замечательно. Водоплавающий Discovery – это замечательно.

А. Пикуленко: Нет, водоплавающий Land Rover был красив. Во-первых, это все-таки экспедиция. А в экспедиции должны быть приключения. Приключения тогда, когда что-то происходит. Если просто проехали и ничего не произошло, то что ж это за экспедиция такая. Это неправильная экспедиция. А правильная, когда утонул Discovery, его начали тянуть, зацепились за подводный камень, оторвали у него там все, что спереди. Вот это я понимаю!Усинский тракт

Т. Фельгенгауэр: Бедная машинка.

А. Пикуленко: А он теперь едет, как будто его пираньи немного обглодали в этой горной реке. Причем в горах, где мы вчера были, еще лежал плотный снег на этом перевале. И надо видеть, как на некоторых участках машина штурмовала ходом, когда он там подпрыгивает.

И спасибо пластику бампера, который может гнуться, то есть, он отгибается, трещит, но потом встает на место. И машина выезжает, как будто ничего не было.

Я редко загоняю машину в такие экстремальные условия, но мне понравилось, что автомобиль сломать сложно.

А. Плющев: Сан Саныч, что взять: трехлетний Pathfinder или Kia Mohave? Оба дизельных, 3.0, условия эксплуатации – город и дача.

А. Пикуленко: Kia Mohave. Именно потому, что он более городской, дешевле в содержании. Так как автомобиль все-таки большой, тут надо внимательно считать. Собственно, и гарантия. На Kia Mohave гарантия 5 лет.

А. Плющев: Это хорошо. Неплохо. Когда выйдет новый Volkswagen Caravelle T6? Стоит ли его ждать? Есть ли аналог лучше?Volkswagen Caravelle

А. Пикуленко: Стоит. На будущий год он выйдет. T6 презентовали, Caravelle, как модификация, будет в следующем году. Стоит ждать, потому что надо его брать с дизельным двигателем, полным приводом. Нам такое обещают. В наших условиях вообще прекрасный автомобиль. На все случаи жизни.

А. Плющев: Спрашивают, видел ли ты обновленный Honda CR-V?

А. Пикуленко: Видел. Мне он не понравился. Он бедно выглядит.

А. Плющев: Отличный ответ на краткий вопрос. Спасибо, дорогой Сан Саныч. Когда ты вообще к нам? Ты теперь вечно скитаешься по просторам Тывы?

А. Пикуленко: Мы еще завтра едем в Хакасию и оттуда вылетаем. Из Тывы не летают.

А. Плющев: И не ходят поезда.

А. Пикуленко: Да, железной дороги здесь нет. Поэтому поедем в еще одну замечательную республику Хакасию, потому, когда уже приеду – вам обязательно про это расскажу.

  Article "tagged" as:
  Категории:
Александр Пикуленко
Александр Пикуленко

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.