Патологоанатомический взгляд на автомобильные СМИ
1 930

Патологоанатомический взгляд на автомобильные СМИ
Февраль 17 14:00 2015

Зачем родилась современная автомобильная журналистика? Целей у нее было четыре. Во-первых, чтобы создать альтернативу надоевшему «За рулем», рассказывавшему об увлекательной жизни ДОСААФ, скупо цедившему про иномарки и радостно хвалившему достижения лучшей в мире автомобильной промышленности.

Во-вторых, в новую автомобильную прессу пришли те, кто прежде не имел в нее входа. И эти люди с высочайшей профессиональной подготовкой наконец-то получили трибуну. Они бросились рассказывать о том, что знали лучше журнала «За рулем». В-третьих, новые СМИ открыли возможность заработать. Наконец-то обошлось без государства, распределяющего прибыль и квартальные премии. Информационные кооперативы принялись зарабатывать. В-четвертых, нам открыли занавес, и тематическое поле расширилось далеко за пределы одной страны.

Это во многом определило главную задачу автомобильной журналистики того периода.

Пресса взяла на себя ознакомительную функцию. Журналисты раньше всех трогали руками иномарки и рассказывали об этом стране. Но данная тематическая простота привлекла в тему первую волну дилетантов.

Картинка иномарочной красоты завораживала, а вся суть профессии свелась к тому, чтобы постоять рядом, оглядеться и рассказать своими словами, желательно не сильно перепутав. Многие дожили с этим до наших дней, так ни разу не копнув глубоко и до сих пор примитивно красуясь на блистательном фоне.

Довольно быстро «За рулем» затих на обочине, ознакомительная задача слегка потускнела, зато началась всеобщая битва за рекламный бюджет. Красующиеся дилетанты оказались не главным злом. Они лишь иллюстрировали обычные человеческие слабости. А истинный порок – жадность. Особенно в сочетании с наглостью и примитивом. Зато порочность спровоцировала увеличение количества СМИ и породила много журналов, телепрограмм и шевеление на радио. Интернета тогда еще не было.

В финал вышли игроки двух команд: жадные и умные. Первых оказалось около 98%. Вторых не больше 2%. Они представлены единственной газетой, определяющей главные темы всей автомобильной прессы и тремя-четырьмя независимыми журналистами, всплывающими на разных плацдармах.

В связи с нынешним кризисом у жадных начались серьезные проблемы. Они худеют, сокращаются, иногда умирают. Во главе них сидят тускнеющие хозяева, с общей фразой на всех: «Я вынужден пойти на непопулярные меры и предпринять решительные действия для спасения бизнеса». Это лакмусовый критерий, подсказывающий сущность: те, для кого журналистика – бизнес, они и есть жадные подлецы, девальвировавшие профессию. Вся предыдущая жизнь этих людей привела к тому, что задолго до нынешних проблем автомобильная пресса утратила смысл существования и стала не нужна читателям.

Скоро в команде победителей начнется массовый мор. Закроются издания, замолчат радиопрограммы, погаснут телеэкраны. И мало кто это заметит, почти никто не вздохнет, единицы ощутят беспокойство.

СМИ, существовавшие ради зарплаты для главного редактора и совета директоров, никого не огорчат своим закрытием.

Чем займутся выжившие? Они попытаются остаться прежними, т.е. бесполезными, живущими ради себя.

А могли бы они приносить пользу? Да, если бы сменили тему. Перестали заниматься самолюбованием на фоне чужой красоты и превратились в информатора и защитника клиентских интересов. Те, кто захочет попробовать себя на поприще, освоенном Consumer Reports и J.D. Power, будут востребованы. Но ведь на честности не заработать… Денег хочется сильнее, чем справедливости.

Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
write a comment

12 комментариев

  1. Pavel Budanov
    Февраль 17, 14:29 #1 Pavel Budanov

    И один Асланян такой…, в белой шляпе :))

  2. Boslav Yugovich
    Февраль 17, 14:58 #2 Boslav Yugovich

    Список подыхантов — в студию! Страна должна знать своих героев! Кстати, некоторых и не очень жадных и не очень глупых просто закрыли или помогли уйти с рынка, те, в погонах чьеимянельзяговорить вслух. Жирные и тучные освоители рекламных бюджетов автомобильных корпораций попали в перекрестие прицела, откуда выбраться и не смогли. О чем и жалеем 😉

  3. Захар Увайс
    Февраль 17, 15:12 #3 Захар Увайс

    К сожалению такая же беда не только с автомобильной журналистикой — в области любых изданий хоть про котиков-собачек большинство не журналисты а журналюги продажные — за денежку любое «Г» готовы пиарить…..

  4. Monty_Bodkin
    Февраль 17, 15:38 #4 Monty_Bodkin

    «Одна единственная газета, определяющая все темы автомобильной прессы» -эээ, эта та которая журнал нелепого формата А3, которую молодой потребитель даже если ему заплатят читать не станет из-за запредельной нудности текстов и обилия табличек? ну-ну…Переносить качество материалов на тему эксплуатации и ремонта на все издание я бы не стал — они ничем не лучше любого другого издания. а порой и хуже.

    Просто, автомобили стали другими и автомобильная журналистика стала другой. Никто не ждет же чтобы статьи о кофеварках и пылесосах писали мастера по ремонту пылесосов? А современное авто верно движется в том же направлении. И это — хорошо. Тем кому не нравится остается картинг, ралли, офф-роад

    • Сергей
      Февраль 17, 18:03 Сергей

      У молодого потребителя все равно скоро не станет денег.

      Статеек уровня — «нам тут спонсоры дали три покрышки, мы хз какое им надо давление качать, а разной температуры не дождались, т.к. спонсор только на один день разрешил покатать, но воообщем, та, что дороже, та лучше» — можно забесплатно у блоггеров почитать.

      За деньги можно будет продать только такую информацию, за которую не жалко денег.

      • Monty_Bodkin
        Февраль 17, 21:30 Monty_Bodkin

        Скорее, их не станет у старого. Те, кто покупал новые BMW, Jaguar и Mercedes, по-прежнему будут их покупать.
        Кстати, именно им в первую очередь и неинтересны глубоко технические статьи журнала За рулем или рассуждения о «недостаточной поворачиваемости» авторов другого «самого профессионального издания», ездящих в личной жизни на фокусах с бюджетным мотором и «ручкой» о качествах BMW или Порше.
        Вообще, как верно подмечено Пелевиным, -«глубокие знания о технических характеристиках премиальных авто свидетельствуют о низком социальном статусе обладателя этих знаний».

        • Сергей
          Февраль 18, 08:04 Сергей

          И у старого, может быть тоже не будет. Школота и пенсы больше не смогут оплачивать свои книжки-раскраски. А умным людям надо умное. Глупое они могут бесплатно у пенсионеров и школьников в бложиках почитать.

        • Сергей
          Февраль 18, 08:08 Сергей

          И эта. Трепетная забота о низком социальном статусе характеризует низкий социальный статус еще лучше, чем знание технических характериск своего премиального автомобиля.

  5. dzegasht dzegasht
    Февраль 17, 18:22 #5 dzegasht dzegasht

    Да уж, Сергей. Наткнулся тут недавно на вашу бывшую передачу, которая идет на бывшем «Финам.ФМ. Вот уж деградация не просто наглядная, она зашкаливает. Хватило послушать эту ересь буквально на 5-7 минут.
    Когда вы уже вернетесь на радио или ТВ? Сайт не может их заменить.

    • Алексей Буряк
      Февраль 17, 22:08 Алексей Буряк Админ

      Ну вот вернется он! На сколько? Полгода? До следующего особо острого замечания в эфире? Думаю — 3 месяца!
      Да с чего вам так кажется, что сайт заменить не сможет? На сайте можно и аудио и видео продукт делать — вы смотреть не будете? Или не можете/умеете? Или какие аргументы?

  6. Mark Podolskiy
    Февраль 18, 14:37 #6 Mark Podolskiy

    да — денег хочется сильнее. чем справедливости…

  7. Sergey Knyagechenko
    Февраль 25, 01:31 #7 Sergey Knyagechenko

    Смотрю на цены в автошколе амсрус и понимаю, что денег хочется больше, чем справедливости…

Only registered users can comment.