Роль личности в истории: Джованни Аньелли – да будет FIAT!

Роль личности в истории: Джованни Аньелли – да будет FIAT!
13 января 14:00 2015

Если Джованни Аньелли не заинтересовали в свое время «самодвижущиеся коляски», кто знает, каким был бы сегодня мировой автопром. Но за свой успех он заплатил самым дорогим…

Конец 19-го века был интересным временем. В марте 1886 Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах привезли к дому карету, на которой был установлен двигатель мощностью 1,5 л.с. и ременная передача к колесам. Это был подарок жене Даймлера и одновременно первый четырехколесный самодвижущийся экипаж. Передвигаться на самоходном устройстве можно было со скоростью 16 км/ч! Через два года – в 1888 – смелая фрау Берта Бенц проехала на другом самоходном транспортном средстве, которое создал ее муж, Карл Бенц, 100 километров – неслыханную по тем временам расстояние для транспорта, который управлялся человеком. Наступала эра автомобилей …

В то же время в Италии Джованни Аньелли, которому было «немного за двадцать», служил в кавалерийских войсках. Казалось, карьера военного – это то, что нужно молодому аристократу из знатной итальянской семьи. Но через несколько лет Джованни сделал судьбоносный шаг – оставил службу и решил заняться бизнесом. Его привлекали автомобили, и он был убежден, что именно за этим бизнесом будущее. Но его уверенность отнюдь не разделяли ни близкие, ни банкиры, не желавших давать заем на такую рискованную авантюру.

Да будет FIAT!

Упорства и дара убеждения Джованни было не занимать. Он нашел и партнеров, и банкиров, которые профинансировали его замысел. 11 июля 1899 родилась компания «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino»), ныне известное как FIAT (Fabbrica Italiana Automobili Torino). Кстати, в переводе с латыни «fiat» означает «да будет». И можно сказать, что именно FIAT сказал «да будет» итальянскому автопрому!

В Турине в это время уже работало несколько автомобильных мастерских, но FIAT удалось медленно, но уверенно обойти конкурентов. И все благодаря Аньелли, его менеджерском таланта, деловой хватки и умению разбираться в людях. Взять, к примеру, конструкторскую фирму братьев Чейрано, которая разрабатывала автомобиль собственной конструкции. Запустить в производство свое изобретение в Чейрано не было денег, а Аньелли деньги раздобыл и выкупил мастерскую целиком. Это принесло ему не только чертежи автомобиля, но и ценного работника – молодого бухгалтера Винченцо Лянча. Ведь именно Аньелли разглядел в 19-летнем мальчишке талантливого конструктора и предложил ему вместо финансовых отчетов развивать свой инженерный дар.

Уже в 1899 году были собраны первые 8 автомобилей марки FIAT. Модель Corso Dante 35 с установленным сзади двигателем мощностью 3,5 лошадиных сил больше напоминала конный экипаж – но это было только начало. А через год – в 1900 году – на базе мастерской открылся первый завод FIAT, на котором работало около 150 рабочих и которые за год собрали 24 автомобиля. Первые автомобили «заводской сборки» оснащались 679-кубовым двигателем мощностью 3,5 л.с. и разгонялись до 35 км \ ч

Corso_Dante_35
Думал ли тогда Джованни Аньелли, что через сто с лишним лет его компания будет обладать такими известными во всем мире брендами как Maserati, Ferrari, Alfa Romeo, Lancia, Abarth, Chrysler, Jeep, Dodge, Mopar и другие? Что машины его концерна 12 (!) Раз будут становиться «Автомобилями года» и этот рекорд не будет побит ни одним автопроизводителем! Что его компания за 100 с небольшим лет выпустит около 80 млн автомобилей! Что у компании будет работать около 200 000 человек в 61 стране мира!

Вряд ли Джованни мечтал такими масштабами, но его энтузиазм и вера в автомобильное будущее заряжал всех, кто работал с ним. Он интересовался всем – новыми разработками, маркетингом, искусством управления людьми, сам принимал участие в испытаниях новых автомобилей и даже в гонках. Кстати, первая победа автомобиля FIAT на гонках случилась в 1902 году, и в этом же году Джованни был назначен исполнительным директором компании.

Новые возможности, новые рынки!

Аньелли не стоит на месте – когда в 1903 году в Италии отменили тариф на импортную сталь, Джованни увидел в этом новые возможности. Он убеждает компаньонов кроме легковых автомобилей наладить выпуск автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для морских судов. Под каждый направление создавалось отдельно предприятие. В 1908 году FIAT открыл филиал в Америке, затем организовал экспорт продукции во Францию, Австрию, Великобританию и Австралию, а в 1912 году начал серийное производство.

Fiat_Botafogo_1917

Причем «фиатовские» автомобили впервые были оснащены аккумуляторами и изобретением конструкторов компании – карданной трансмиссией. Благодаря такой активности, всего за 10 лет Аньелли почти в 20 раз увеличил уставный капитал компании – до 14 млн лир и вывел FIAT не только в итальянские, но и европейские лидеры. Он одним из первых понял, что каждой модели необходим свой вид, разрабатывать который должен художник-стилист. И вскоре фирменным знаком «фиатовский» автомобилей стал дизайн – итальянцы прославились как производители красивых машин.

А потом была война …

Первая мировая … Для компании, которая выпускала самолеты, грузовики, санитарные автомобили и даже оружие – это был период постоянных правительственных заказов. FIAT практически монопольно обеспечивал итальянскую армию транспортом и оружием, параллельно открывая для себя все новые и новые области. Во время войны FIAT выпускает первый авиационный двигатель, трактор, добивается успехов в железнодорожной отрасли, производя паровозы и локомотивы.

Но в FIAT не забывают и о выпуске легковых автомобилей. Еще во время войны компания начинает строительство завода в Лингатто – одном из районов Турина. Суперсовременный завод по конвейерным производством заработал в 1922 году и стал крупнейшим в Европе: цеха и конструкторские мастерской располагались на пяти этажах, а на крыше здания была построена … километровая испытательная трасса. Итальянские газеты запестрели заголовками: «Под боком у Всевышнего».

Fiat_Balilla

Но Бог не смог защитить Аньелли от … своих же рабочих. Хотя Джованни слыл сторонника социалистических идей и делал очень много для улучшения условий труда и жизни рабочих, пролетарии Турина, подстрекаемые лидером коммунистов Пальмиро Тольятти, потребовали от Аньелли отставки. И в 1921 году основатель FIAT покинул свое детище, предоставив рабочим право управлять компанией. Это был верный тактических ход – через несколько месяцев на самом итальянском заводе царил хаос, производство было практически остановлено. И впоследствии пролетарии написали письмо Аньелли с просьбой вернуться на завод.

Автомобили, которые стали народными

И наступила новая эра FIAT. Италия восстанавливалась после войны, строились хорошие дороги и спрос на легковые автомобили стал стремительно расти. FIAT, сориентировавшись в ситуации, предложил итальянцам небольшие и недорогие автомобили, которые стали народными.
В 1932 году вышел FIAT 508 Balilla с 20-сильным двигателем и разгоном до 85 км \ ч. Благодаря тому, что эта модель была запущена в массовое производство, создателям удалось добиться хорошей цены – 10 000 лир, что было втрое ниже, чем в предыдущих автомобилей. В народе машину называли Tariffa minima («Минимальный тариф») из-за низкой расход топлива. Через экономичность и неприхотливость автомобиль был очень популярен – FIAT сделал больше 100 000 экземпляров Balilla.

Fiat_Topolino
А уже в 1936 году появляется легендарная малолитражка FIAT 500 Topolino («Мышонок»). Эта модель была еще меньше, еще дешевле, чем Balila, комплектовалась 0,6-литровым 13-сильным двигателем и также разгонялась до 85 км \ ч. Автомобиль, который стоил всего 8900 лир, стал народным автомобилем не только в Италии, но и в других странах Старого Света. В течение 20 лет практически без модернизации было выпущено более полумиллиона Topolino.

Плата за успех

Чем выше был успех детища Аньелли, тем страшнее была цена, которую ему пришлось за это заплатить. В 1935 году погибает единственный и горячо любимый сын Джованни – Эдуардо. Аньелли готовил сына в свои преемники и был уверен, что покинет компанию в надежных руках. Ведь Эдуардо обожал Автогонки, сам испытал истребители и бомбардировщики, которые выпускаются предприятием отца. Но любовь к небу и погубила Эдуардо – самолет, которым он руководил, неожиданно ушел в штопор и разбился. Через год в автомобильной катастрофе погибла жена Эдуардо. На руках у Джованни Аньелли остались трое внуков и четверо внучек. Но особые надежды дед возлагали на своего младшего внука, который был назван в его честь. Джованни-младший, или как его чаще называли Джанни, еще оставит свой неизгладимый след в истории FIAT, но это будет потом, через 20 лет после смерти деда.

Giovanni_Agnelli_02
А пока Джованни-старший растил внуков, расширял свое производство. Когда к власти в Италии пришел Муссолини, Аньелли оказался между двух огней. С одной стороны он активно поддерживал итальянский движение Сопротивления, с другой стороны понимал – без сотрудничества с правящим режимом его компании не выжить. В 1943 году режим Муссолини пал, а Комитет национального освобождения обвинил Аньелли в сотрудничестве с режимом Дуче и отстранил Джованни от руководства компанией. Так Аньелли вдруг потерял FIAT – созданная им империя на несколько десятилетий перешла фактически под контроль государства. Позже, в 60-х годах FIAT вновь стал бизнесом семьи Аньелли, но это уже совсем другая история…

А Джованни не смог жить без любимого дела – он умер через несколько месяцев после вынужденной отставки. Но на память о себе оставил крупнейшую итальянскую корпорацию и звание самого выдающегося предпринимателя Италии первой половины XX века.

Андрей Гайворонский
Андрей Гайворонский

родился в Украине, в настоящее время живу в Москве

Больше статей
Напишите комментарий

3 комментария

  1. Никита Хромов
    13 января, 14:32 #1 Никита Хромов

    Склонения, склонения, склонения!!
    Если самому лень, то Word же проверяет орфографию в конце-то концов!

  2. Алексей Дмитриев
    13 января, 17:56 #2 Алексей Дмитриев

    Так держать! Интересно пишите

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.