Искусство создания двигателей: Витторио Янo

Искусство создания двигателей: Витторио Янo
12 января 11:00 2015

Даже если бы итальянский конструктор Витторио Яно не создал ничего, кроме 8-цилиндрового рядного двигателя Alfa Romeo P2, он все равно вошел бы в историю как автор шедевра инженерной мысли.

Родился Витторио в 1891 году в городке Сан-Джорджо-Канавьезе неподалеку от Турина, в семье венгерских иммигрантов. В 18 лет молодой человек начал свою инженерную карьеру в автомобильной компании Ceirano, а уже через два года был приглашен на работу в Fiat.

В 30 лет Яна становится руководителем инженерной группы Fiat и в этот же период происходит судьбоносная встреча – он знакомится с Луиджи Бацци – тест-пилотом Alfa Romeo. Именно Бацци предложил своему руководству пригласить на должность главного инженера Alfa Romeo Витторио Яно из компании Fiat, которая уже в те времена имела репутацию «кузницы» инженерных талантов.

AR_P2_1924_Grand_Prix
Опыт, полученный в Fiat, позволил Витторио создать выдающийся рядный 8-цилиндровый двигатель для автомобиля Alfa Romeo P2. Конструктивная простота мотора в сочетании с инновационным двойным газораспределительным механизмом и двумя рядами клапанов на цилиндр была ярким примером инженерной мысли Alfa Romeo.

Новый двигатель – новые победы

V8_Lancia-Ferrari-D50-Grand-Prix
Уже в 1925 году команда Alfa Romeo выиграла первый мировой чемпионат по Гран-при. Опередив Fiat, Alfa Romeo стала ведущим итальянским производителем гоночных автомобилей. Яно также участвует в разработке легковых моделей миланской фирмы. Но по-настоящему его инженерный талант мог раскрыться только в создании двигателей для спортивных автомобилей.

В те годы победы команды Alfa Romeo стали предметом национальной гордости итальянцев. Хорошо известен случай, когда в ходе Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршам местная команда Delage по техническим причинам была вынуждена снять с участия в соревнованиях все свои автомобили. После этого преимущество итальянской команды стала настолько безусловна, что, по приказу Яно, во время пит-стопа автомобили были не только заправленные, но и вымыты, а гонщики команды Аскари и Кампари не спеша перекусили на глазах зрителей и конкурентов. После этого болиды вернулись на трассу и с легкостью одержали победу.

В это время Витторио Яно начинает сотрудничество с инженером Стефано Сомацци в разработке топливных систем для гоночных моторов. Стефано Сомацци работал инженером в генуэзской отделении компании Shell Italiana. Их сотрудничество принесло свои плоды, когда они нашли пропорцию смеси топлива и спирта, что позволило снизить рабочую температуру силового агрегата и решить проблему опережения зажигания.

Известным фактом также является сотрудничество Яно с Фердинандом Порше. Итальянец участвовал в разработке авиационных двигателей, и также двигателей для грузовиков и автобусов.

Победа на глазах у Гитлера

Следующим шедевром конструктора была Alfa Romeo P3 Monoposto – одноместный гоночный автомобиль. Двигатель Monoposto представлял собой два четырехцилиндровых блока, на каждый из которых был установлен свой нагнетатель. Основным преимуществом двигателя был высокий крутящий момент, передаваемый на задние колеса через двойной карданный вал. Также автомобиль должен инновационную по тем временам подвеску и небольшой вес – всего 737 килограммов.

Alfa Romeo P3 Monoposto, за рулем которого были великие Нуволари и Карачиолла, одерживал победы в пяти крупных турнирах 1932 года. Именно на Monoposto Нуволари победил лидеров гонки – немецкие Mercedes и Auto Union на Гран-при Германии на Нюрбургринге в 1935 году на глазах у самого Адольфа Гитлера. Эта победа считается самой значимой для Нуволари за все время его карьеры.

Трагедия ценою в жизнь

Vittorio_Jano_02
В 1937 году, после смерти Винченцо Лянча, Витторио Яно возглавляет инженерный отдел компании Lancia. Под его руководством начинается разработка автомобиля для серии Гран-при. В 1954 году был представлен автомобиль Lancia D50, но уже в следующем году неудача Альберто Аскари и катастрофа в Ле-Ман поставили крест на планах компании по участию в Гран-при.

В 1955 году Яно переходит в Ferrari, где, с участием Дино Феррари, прямо перед гонками модернизирует устаревшие двигатели V6 и V8. Уже после смерти Дино созданный ими V6 станет основным мотором для первых дорожных Ferrari 206 Dino с центрально расположенным двигателем.

Но все достижения и победы затмила трагедия 1965 года – Витторио Яно потерял своего единственного сына. Это стало причиной тяжелой болезни конструктора, которая послужила причиной его самоубийства в том же году в Турине.

Андрей Гайворонский
Андрей Гайворонский

родился в Украине, в настоящее время живу в Москве

Больше статей
Напишите комментарий

1 комментарий

  1. Никита Хромов
    13 января, 12:33 #1 Никита Хромов

    Интересно, но грамматику нужно подтянуть.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.