Прогулка по заводу Ford Sollers в Набережных Челнах
1 176

Прогулка по заводу Ford Sollers в Набережных Челнах
Январь 09 17:00 2015

Если бы не “КамАЗ”, то о Набережных Челнах вряд ли бы знали дальше, чем в Татарстане. А так, благодаря запущенному в 70-х годах производству и громкому выступлению спортивного подразделения на гонках о “КамАЗе” и Набережных Челнах знают не только в России.

Сегодня “КамАЗ” уже совсем не тот, что раньше. Во-первых, сам грузовик невероятно состарился, а его всяческие модернизации лишь стремление замедлить общий закат на фоне иностранных моделей. Новый “КамАЗ 5490”, запушенный в прошлом году, чересчур опоздал. Завод уже погрузился в уныние, хотя и не истратил весь потенциал.

На подступам к цехам висит рекламное сообщение, предлагающее в аренду площади предприятия. А Автосборочный проезд, на котором они расположены, своим разбитым асфальтом, густыми зарослями и вывесками из 80-х сильно напоминает опустошенные Чернобыль и Припять. Разве что автомобили вокруг современнее… При этом цеха не пустуют, а чтобы припарковать машину в рабочее время приходится покататься.

Ford_EcoSport_Nab_Chally

Значительная часть территории сегодня закреплена за Ford Sollers, где в настоящее  время выпускают компактный “паркетник” Ford EcoSport, а с этого года (2015) к нему должна присоединиться рестайлинговая Fiesta.

Одна из операций по проверке качества на заводе Sollers

Одна из операций по проверке качества

Весь 2014 год на предприятии шли подготовительные работы: отладка, настройка, замеры. К лету в пилотном режиме запустили конвейер, автомобили с которого до осени не отгружались дилерам и проходили финальные испытания. Массовые поставки кроссоверов по стране начались ближе к зиме, а 2 декабря состоялась официальная церемония пуска, где мелькнул премьер Д. Медведев, открыто позавидовавший рабочим (он сказал: “Я вам завидую”) и наградивший производство эпитетами “космос!” и “класс!”.

Специальное оборудование проверяет качество сборки скелета кузова Ford EcoSport

Специальное оборудование проверяет качество сборки скелета кузова Ford EcoSport

Снаружи завод аккуратен, скромен и чист. В нем не видны амбиции стать индустриальным гигантом. Масштабы вполне обычны: заявленная производственная мощность 115 000 машин в год. Пару десятилетий назад в этих стенах выпускали “Оку”, после чего в цехах весьма прочно обосновался Sollers, выпуская на производственных мощностях “Фиаты”, “СсангЕнги” и даже чуть-чуть “УАЗов”.

Перед пришествием “Форда” все оборудование обновилось, на что ушло 400 миллионов долларов. На глаз конвейер не сильно отличается от современного автомобильного производства в других странах. На предприятии царит союз машинного и ручного труда. Часть операций полностью лежат на плечах и микросхемах робототехники, часть отданы рукам и умам персонала.

Гамма собираемых и производимых в России моделей Ford

Гамма собираемых и производимых в России моделей Ford

Увы, подробного знакомства не получилось. Экскурсия проходила в экспресс-режиме. Защитные очки на глаза, яркий жилет на грудь, каску на череп, наушник в ухо, фотоаппарат в руки и вперед в цех. В зале сварки рабочие орудуют варочными клещами, периодически летят искры, формируя из металла деталь. За стеной – комната испытаний уровня качества кузовного скелета машины. Инфракрасные лучи плавно движутся вдоль исследуемой поверхности, передавая результат на компьютер, у которого дежурят два специалиста. Разумеется, проверке подвергается не каждый кузов. Выборка происходит случайно.

Сейчас общий процент локализации трех российских заводов марки – 40%. И в нынешней ситуации он будет только расти. Во-первых, этого требует 166 постановление о промсборке, а во-вторых, стремительно дешевеющий рубль. Для EcoSport уже локализованы бампера, выхлопная система, обивка салона, сидения, радиатор, уплотнители аккумулятор, стальные детали кузова…

С этого года и мотор станет русским. Выпускать двигатели будут неподалеку – в особой экономической зоне “Алабуга”, где у марки уже есть масштабное производство.

 

Роман Харитонов
Роман Харитонов

Пишу об автомобилях с 2010 года.

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.