Коряжма
2 217

Коряжма
Сентябрь 03 14:00 2014

Слово настолько цепкое, что внимание на себя обращает даже написанное самым мелким шрифтом в долгом списке. Коряжма – это город. В Архангельской области. Звучит излишне откровенно с подтекстом самобичевания и географической удаленностью недосягаемой дали. От Москвы 1100 км. По карте это правее Вологды. Направление – на Сыктывкар. Причина, по которой деревня Коряжемка Сольвычегодского района Архангельской области стала городом – строительство целлюлозно-бумажного комбината. Градообразующее предприятие, колония №5 и полагающаяся городу инфраструктура приютили около 40 000 человек.

Зацепиться взглядом за Коряжму получилось благодаря графику собачьих выставок. Город украшал список всероссийских мероприятий Союза Кинологических Организаций России и в конце лета проводил свой Кубок Коряжмы. Идея использовать ротвейлера в качестве повода для поездки в неведомое место показалась увлекательной.Toyota RAV4

Для поездки в географическую точку, название которой мало кто слышал, но почти все сразу вздрогнули, была взята полноприводная Toyota RAV4 с двигателем 2.5 (180 л.с.) АКПП6, в комплектации «Престиж плюс» (1588000 pуб.). Чтобы не утомлять молодую собаку однодневным броском на Север маршрут подразумевал промежуточный ночлег.

ЯрославльОт Москвы до Ярославля (280км) страны за окном еще нет и вся езда сводится к пробке, стройкам и дележу полномочий в потоке по классовым признакам цены автомобилей. Но цивилизованный Ярославль, огромный и хаотичный, уже не похож на столицу и умиротворяет присутствием приличных людей со спокойной манерой езды. Город дорогой, отдельными ценами может сразить даже москвича, но вполне радушный, не прячущий историческую застройку и позволяющий с интересом проехать по улицам с экскурсионным наслаждением.

Обрадовал монументальный щит: «Семь штрихов биографии Антона Артемьева. Штрих №6. Когда-то я был депутатом; больше не пойду – не хочу обманывать людей». Москве до такого откровения уже не подняться.

От Ярославля до Вологды (190км) ведет ухоженная трасса М8 «Холмогоры» (официально она начинается в Москве и заканчивается в Северодвинске). Дорога щеголяет ровным покрытием, ухоженной обочиной и единственной полосой в каждом направлении. Строили М8 (по европейской классификации она Е115) для врага, чтоб он сразу застрял в пробке. Если б трассу делали для себя, то в каждом направлении пришлось бы прокладывать по две полосы.Трасса М8 «Холмогоры»

Вологда – последний оплот цивилизации на маршруте. За ней начинается угрюмая и безлюдная страна с редкими вкраплениями обитания. Сам город очарователен. С прекрасно преподнесенным кремлем в составе Софийского собора (1568-1570), колокольни (1869-1870), Архиерейского двора (XXVI), храма святого благоверного князя Александра Невского, музеями и старинными домами.

В архитектурном ансамбле кремля, в одном из исторических зданий, нашлось место для Вологодского педагогического университета. Поскольку вся страна знает неофициальный гимн города «Где же моя черноглазая, где…», то очевидно, что за право считаться тем самым домом с резным палисадом, борьба идет до сих пор. Благодаря чему в городе очень много замечательно сохраненных, отреставрированных и заново построенных домов в стиле городской усадьбы XIX века.

Вологодцы чрезвычайно приятны в общении. В их чистой речи нет ожидаемого оканья, а общий культурный фон отменно высок. Даже мимолетный контакт обнадеживает и начинает казаться, что в стране все хорошо, жизнь есть.

Надежды и иллюзии начинают меркнуть после поселка Чекшино, где приходится сворачивать направо на Тотьму, уходя с М8 на Р7 (Вологда – Тотьма 210 км).

Парадный асфальт для неизбежных оккупантов сменяется русской действительностью, не предназначенной для посторонних глаз. Но ехать еще можно, поскольку даже такое покрытие подходит под наше понятие «асфальт».

Р7, как и регион, почти необитаема. Нет дач, вместо них деревни разной степени выживания. Почти нет машин. Нет связи. Нет АЗС. Лента потерявшейся в лесу дороги ведет в никуда. С частотой забора всю трассу сопровождают знаки 3.20 «Обгон запрещен». Здесь он развешен на всех столбах, чтобы предотвратить выезд на встречную полосу.

Редкие дальнобойщики очень помогают в езде. Поскольку прижаться им некуда, правым поворотником они предупреждают об образовавшемся «окне», дающем возможность безопасного обгона. А на одном из подъемов, где складка местности не позволяла увидеть перспективу, встречная «Газель» замигала дальним… Но вместо ожидаемой засады ГАИ поперек дороги обнаружилось стадо молодых коров…

В этих местах водительская выручка еще в чести.Коровы на дороге

Витиеватый тотем с резным названием Тотьма и датой основания 1137, возникает на обочине внезапно. Тотьма старше Москвы…Вьезжаем в Тотьму

В этот день она отмечала День государственного флага. На центральную площадь пришли все. На сцене официальные лица под оркестр вручали Почетные грамоты.

В толпе в основном мамы с колясками, девушки и бабушки. Центр города – сплошная старина. Хотя и прочие постройки в Тотьме вне времени и иллюстрируют Россию последних двух веков.Старинное здание. Тотьма

На храмовой площади две каменные церкви. На гербе города – лиса. В центре, возле офиса ФСБ (прием граждан в рабочие дни с 9:00 до 18:00) на памятном камне с точеной фигурой зверя пояснение: «Сей знак установлен в честь черной лисы, в ловле которой тотьмичи упражнялись в XVIII веке».«Тотемские вести»

В диалог с незнакомцем местные люди вступают с опаской, уклончивы с ответами, но рады помочь. В говоре чувствуется «о». При населении в девять тысяч человек очаровательный городок имеет собственную газету «Тотемские вести» с изумительной табличкой при входе: «часы работы с 9:00 до 18:00, касса до 17:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00».

Тотьма очень душевная и лубочно притягательная. На обратном пути, в воскресенье, город оказался пустым. Отметив национальный праздник в пятницу, в выходной тотьмичи решили всем городом не вставать.

После Тотьмы жизнь и люди вокруг заканчиваются. Лес, плохРоссийские просторыая дорога в дырках, пугающе похожая на швейцарский сыр. Из-за деревьев проглядывают лучезарные поля с чем-то желтым. Билайн и Мегафон молчат. Беззвучен FM. Тайга и дорога. И никого вокруг. Иногда на обочине обнаруживается автобусная остановка без прилагающейся деревни. Карта констатирует, что жизни рядом нет. На эти остановки некому приходить…

Великий Устюг ничто не предвещает, как и Тотьму (240км). Дорога без предупреждения приводит в город. Устюг напоминает генерала на пенсии. Видно, что когда-то он блистал, был весом, могуч и велик. Чувствуются достижения, награды и желание рассказать о подвигах. Но сейчас он постарел, одряхлел, износился и только выправка и историческая память не пригибают его к земле.

Тема Деда Мороза очень помогает отставному генералу быть в форме круглый год. Даже летние кафе охотно пользуются главной туристической темой.

Великий Устюг вызывает неподдельное уважение. Видно, что дух предков формировал среду обитания с многовековым запасом прочности. Поблекли эполеты. Но чувствуется мощь. Очень много сохранившейся и отреставрированной старины. Даже жилой фонд – исторически достоверный и весьма наглядный.

Переулок Революционный выводит на набережную р.Сухоны с примечательным градостроительным нюансом: между двумя храмами, в соседстве с историческим центром, возвышается памятник Ленину, назначенный архитектурной доминантой окрестностей. Образ вождя подкреплен ухоженной Доской почета.

Плохая дорога выводит из Великого Устюга в необитаемые края. Лес плотный, подходит прямо к шоссе, изредка расступаясь перед речками и мостами. И приводит в депрессивный Котлас (71км).

В городе нет души. Есть люди, дома, заводы, магазины и даже дилерский центр Genser. Но чувствуется, что заселяли это место трудно и только ради работы, потеряв по мере борьбы за выживание что-то светлое, оправдывающее существование. Отчасти, опустошение объясняется местным пересыльным пунктом Усть-Вымского ИТЛ ОГПУ. На этой земле все еще чувствуется ГУЛАГ. Он лежит печатью и на людях, неохотно разговаривающих и недобро смотрящих.

А в 32 км от Котласа находится самокритичная Коряжма.А вот и Коряжма

Своим обезоруживающим именем она сразу отказывается от претензий и настраивает на упрощенное отношение. В городе две улицы, недавняя церковь, гаражи до горизонта, сетевые магазины со смешным названием «Седьмая семья», памятник Ленину на центральной площади и Кубок Коряжмы Союза кинологических организаций России на вертолетной площадке. Город незатейливый настолько, что на главной площади кроме Ленина расположена гостиница «Вычегда» и грандиозное сталинское здание горкомовского вида.Центр Коряжмы

В соответствии с советской традицией это логичное оформление городского центра, когда по одну сторону местной Красной площади, за неимением мавзолея, красуется Ленин, а напротив возвышается горком КПСС. Но ведь не зря Коряжма своим именем парирует любые претензии. Сталинское здание на площади – Дом культуры. Молодцы коряжемцы!

Примечательно, что входа в гостиницу нет. Есть дверь в прокуратуру, в следственный комитет, в магазин седьмой семьи, к дилеру МТС… Но если приглядеться к объявлениям на стенах и прочим бумажкам, то окажется, что дверь в прокуратуру и гостиницу общая. Два этажа – прокуратура, следующие два – гостиница с очень добрым и располагающим персоналом.

Автопарк города констатирует: возврата к советскому автопрому нет и не предвидится. Жигули и Лада крайне редки. Есть немного УАЗов. А все остальное – неброские иномарки, в том числе и свежие. Такси в городе – вплоть до Daewoo Matiz. Своим кошельком люди проголосовали за отказ от отечественного производителя.Выставка собак Royal Canin

Жизнь в Коряжме содержит все атрибуты цивилизации. Выставка собак прошла на столичном уровне с красочной рекламой спонсора Royal Canin, обширным призовым фондом, музыкальным сопровождением ненавязчивой громкости, приглашенной из Ярославля судьей международного класса и огромным количеством участников самых разных пород, включая Чирнеко дель Энта.

Но прогулка по улице требует навыка и бьет по нервам контрастами. Cтрана за МКАДомНа выходе из магазина покупателя встречает группа людей с такими лицами, по которым в голливудских боевиках главный герой открывает огонь без предупреждения. На кастинге они безоговорочно отберут контракт у Дэнни Трехо. Разряжает обстановку внезапная деталь: у каждого в руках либо коляска, либо маленький ребенок. Это папы всего лишь ждут мам из магазина…

Еще одна обывательская картинка: пацаны в трениках, матерно рассказывающие новости смеркающегося дня идут развернутым строем по улице, раздвигая встречных. И они тоже с коляской. Просто гуляют с детьми. Это не особенность именно Коряжмы. Это у нас такая страна за МКАДом.

Поездка с собакой имеет сложность. Постоялый двор в ГрязовцеНе каждая гостиница пускает с животными и маршрут приходится выстраивать по подсказкам кинологических сайтов с проверенными адресами. Опыт показывает, что радушие и отсутствие опасений характерны либо для небогатых гостиниц (аналог одной-двух звезд), либо для роскошных пятизвездочных отелей. А стратегический резерв путешествующей собаки – постоялые дворы с колхозными удобствами на этаже и администрацией, безразличной к особенностям клиентов.

Но первый ночлег в поселке Рубцово под Вологдой поразил контрастами. Неплохая гостиница, милые дети на ресепшене и пугающая особь с уголовными татуировками, лагерными повадками и приказными интонациями за стойкой бара в ресторане. От ее вида не дрогнул только ротвейлер.

На обратном пути пригодился вариант с постоялым двором в Грязовце. Название полностью совпало и избавило от напрасных ожиданий. Зато собаку в номере разрешили без вопросов.

Гостиница в Коряжме была такая же радушная, как и истинные жители города. Собака всех только обрадовала и персонал охотней играл с ней.Toyota RAV4

Выбор автомобиля для дальней поездки имел только один основополагающий критерий – размер багажного отделения, удобный для крупной собаки. Toyota RAV4 с задачей справилась великолепно. У нее редкий (547л) для кроссоверов багажник, сопоставимый только с Mitsubishi Outlander, просторный настолько, что туда нормально помещается и пара дорожных сумок. И остальные размеры автомобиля под стать. В салоне удобно всем, а сидящие сзади обеспечены непривычным простором, позволяющим удобно ехать в самых небрежных позах. Это очень большая удача инженеров, поскольку снаружи машина кажется скромной по размеру и ничто не выдает такого пространства внутри.

Под полом докатка. В дальней дороге по русскому северу без шиномонтажей, АЗС и вообще без населения и деревень это очень опасный нюанс и все время мечтается о полноценном колесе, пристроить которое некуда. Двигатель 2.5 (2AR-FE) в 180 л.с. — это слегка подросший в объеме мотор семейства AR от Camry, дебютировавший в 2008 году. Шестиступенчатый «автомат» фирмы Aisin легкий нрав мотора отягощает и снижает быстроту реакции на газ. Для обгонов приходится ждать, пока коробка сообразит и примет меры, опустившись на пару ступеней вниз. Двигатель изо всех сил пытается компенсировать задержку и, достаточно линейно реагируя на увеличение подачи топлива, охотно бросает машину вперед. Но на трассе задержка Aisin нервирует. Не облегчает положения дел и кнопка Sport. Активированный ею режим сосредоточен в основном на перераспределении крутящего момента в разных пропорциях в зависимости от угла поворота руля.

Подвеска работает отлично. На заплатанных волнах провинциального асфальта не меняется ни траектория машины, ни плавность хода, ни акустический комфорт. Водители низких легковушек, осторожно перебирающихся через окаменелые кочки, любовались пролетавшей мимо RAV4 с пониманием. Но если коварство ландшафта подсовывало асфальтированную яму и колесо теряло опору, подвеска отзывалась страшным гулом удара. Ограничители хода отбоя включались в дело внезапно и подозрительно рано. Все из-за короткоходности подвески, незаметной на дороге и ощутимой вне нее. И если нестись на RAV4 по откровенно плохой дороге вполне безопасно, то имитировать на ней внедорожник можно лишь в случае крайней необходимости. Защиты никакой нет. Первой землю встретит одиноко торчащая выпускная труба. Ограниченный ею дорожный просвет составляет 165мм. Но если ударно приложиться, вместе с трубой погибнет и поддон картера двигателя. После чего придется жить в тайге.Toyota RAV4 - днище

Поскольку нынешнее поколение RAV4 – рестайлинг предшественника, важным аргументов в пользу машины должны были стать не только новая внешность, но и опции. Ведь чем больше в машине игрушек, тем сильней удовольствие от покупки. Но где персонал московского офиса Toyota учил навигатор русскому языку? В каком селе они нашли эти чудовищные перлы: «Съедьте с дороги» и «въедьте на дорогу»… И почему навигатор место поворота называет словом «следующий» и вместо «поверните здесь» говорит «поверните на следующем повороте»… К тому же кое-как ориентируясь на трассах, навигатор теряется в городах. Ему неведомы улицы в Котласе, Великом Устюге, Грязовце…

Климатическая установка не имеет отдельного обдува лобового стекла. Либо «стекло – ноги», либо никак. Режим быстрого обдува предлагает фиксированные режимы интенсивности и проблему не решает.Центральная консоль Toyota RAV4

Удивляет мультимедийный центр. Он берется прочитать флешку, но постичь исполнителей, альбомы и треки не в состоянии, путая их очередность и регулярно забывая язык. Набор марсианских символов в сочетании с русскими буквами выглядит странно. Японский агрегат выучил наш язык и регулярно забывает английский?

И, конечно же, графика приборов, выполненная в стиле то ли китайских подделок, то ли дешевой мультипликации, понравится не всем. Говорят, в Toyota RAV4 есть часы. Электронные. Скорее всего, где-то есть. Но в солнечный день водителю они не видны. Как и центральный дисплей навигатора-мультимедиа. Кожаный салон бежевого цвета, удобным профилем водительского сиденья и приемлемыми регулировками производит респектабельное впечатление, испорченное клочками и заплатками. На заднем диване ответная часть ремней безопасности закрыта нашлепками, сделанными в кружке «Умелые руки», а боковины передних сидений со стороны тоннеля закрыты заплатками, пришить которые не удалось и их прихватили парой стежков в расчете, что никто не увидит.

Но с маршрутом в 2200км Toyota RAV4 справилась, мало огорчая и много радуя. Не застучала, не заскрипела и не потребовала долить масло. Расход топлива составил в среднем чуть больше 10л/100км. Несмотря на отсутствие полагающейся наклейки на лючке бензобака, был использован Аи-95. И, самое главное, машина понравилась собаке, которая спокойно спала в багажном отсеке на своей подстилке.

Старый анекдот: Поехал в Караганду и хот бы кто позвонил и спросил «Ты где?». Во время путешествия позвонили все. И многим из них достался ответ: «В Коряжме»…

Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян — автоэксперт

Больше статей
write a comment

4 комментария

  1. 21083
    Сентябрь 03, 16:40 #1 21083

    Спасибо за отчет о поездке. Немного знаю те края. Котлас — нормальный обычный унылый городок, как и сотни других таких же городов, и люди там обычные, в большинстве… с такими же проблемами и радостями, как и везде в стране. Сергей, Вы там на кого-то обиделись?

  2. Andrey Panshin
    Сентябрь 04, 09:46 #2 Andrey Panshin

    Очень рад, что Вы начали ездить по России. Ждём отчётов о новых поездках.

  3. Olegarhik
    Октябрь 31, 09:37 #3 Olegarhik

    Бывал в тех краях. Спасибо за путевые заметки. Меня очень удивила Тотьма в свое время. Почитал историю этого городка и был шокирован. Понятно что город купеческий

  4. Olegarhik
    Октябрь 31, 09:48 #4 Olegarhik

    (продолжение) город купеческий и расцвел благодаря тому что стоял на торговом пути, но вот сколько купцы сделали для развития своего города, и это не только церкви, которых в городе сохранилось предостаточно… освещение улиц фонарями, дороги, школы… все это было создано купцами-мореплавателями… один из которых кстати основал Форт-Росс в Калифорнии,

Only registered users can comment.