Прошли мимо
2 216

Прошли мимо
Сентябрь 02 14:00 2014

В Автомобильном отделе Политехнического музея долгие годы было три примечательных экспоната – автомобили в разрезе. «Волга» ГАЗ-21, «Победа» ГАЗ М-20 и «Москвич»-401. Аккуратно распиленные в разных местах они наглядно объясняли, как устроена не только вся машина целиком, но и ее отдельные агрегаты. Распилы позволяли заглянуть в двигатель, оценить сложность мокрого воздушного фильтра, увидеть дифференциал, посчитать шестерни коробки передач и оценить изящество шкворневой подвески.

Дети норовили потрогать срез металла пальцем, а обязательные в любом музее бабушки гоняли их громкими окриками. Но ковырнуть внутри блока цилиндров хотелось непреодолимо и бабушки отворачивались, потакая любопытству. А потом три экспоната исчезли. Автомобильный отдел не был любимцем в Политехническом, а в его фондах всегда было гораздо больше единиц хранения, чем вмещал единственный подвальный зал.

Но замечательные сотрудники музея умудрялись оживлять статичную жизнь подземелья тематическими выставками и перестановками, для чего часть экспонатов приходилось убирать в запасники. Но, поскольку они мало интересовали администрацию, покинув зал, замечательные образцы техники оказывались не в спецхране, а в сарае с протекающей крышей. Хотя уникальному автомобилю NAG повезло еще меньше.

Директор музея Григорян бессовестно обменял его на банальный Ford-T, после чего внезапно купил квартиру на Арбате (про сделку работники музея шушукаются до сих пор). Тот NAG правильней называть AAG и он был сделан еще до слияния Allgemeine Automobil Gesellschaft с электротехнической AEG. Сохранился в единственном экземпляре.

«Волгу», «Победу» и «Москвича» из экспозиции Политеха убрали лет 20 тому назад. Их не видело несколько поколений детей. Про них забыли. А хранение в запасниках было настолько условным, что автомобили начали погибать.Победа ГАЗ М-20

На ММАС-2014 в Крокус-Экспо случилось чудо. Политехнический музей, в котором искренних и чутких специалистов всегда было больше чем административно озабоченных начальников, вернул нам все три машины. Их достали из сарая, починили, подремонтировали, даже отреставрировали и опять показали на людях. За это время из экспонатов они превратились в историческую ценность. И если раньше они демонстрировали устройство современного автомобиля, то сейчас дают представление о том, как в давнюю старину выглядели незатейливые автомобили прошлого. Что не делает их примитивными. У «Волги», о чем мало кто знает, установлена автоматическая коробка передач. Не заимствованная, как это принято теперь, а нашей разработки. С этой коробкой машина немало пробегала по дорогам страны и только потом стала экспонатом. Всего с 1957 по 1960 год таких автомобилей было сделано около 700 экземпляров. Сохранилось несколько единиц.

На стенде Политеха машины были под присмотром потрясающих стариков, выживших в музее — наравне с уникальными машинами – вопреки официальной политике. Они ожили, как и возрожденные экспонаты и были счастливы, что среди посетителей нашлись понимающие люди, пришедшие с детьми и удержавшие в своей памяти те секунды, когда в собственном детстве трогали руками эти автомобили.

Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
write a comment

2 комментария

  1. Андрей Тюпляев
    Сентябрь 02, 16:03 #1 Андрей Тюпляев

    автомата не помню, а вот переключение передач на руле помню изо всех сил, очень было удобно, даже на мой супер детский возраст в то время

  2. Sazonova Irina
    Сентябрь 02, 19:21 #2 Sazonova Irina

    А мне очень нравилась эта часть Политеха. И увлеченных «стариков» в зале помню. Рада, что у них появилась возможность показать свои экспонаты!

Only registered users can comment.