Светофор и Гаррет Морган
2 445

Светофор и Гаррет Морган
Август 06 11:00 2014

Светофор, как и автомобиль, стремя, седло, барабан и кофемолку изобрели сразу сотни человек по всему миру с интервалом от нескольких секунд до нескольких веков. Но отцом светофора признан негр Гаррет Морган, умница, изобретатель и богач, запатентовавший автоматический прибор позже всех, в 1923 году. До него со светофором и патентом успешно поупражнялись англичане, поставившие в Лондоне в 1868 году механический семафор с двумя стрелками. Потом изобретательство накрыло Америку и дало всплеск патентов, оставив памятную точку отсчета, датированную 5 августа 1914 года с красным и зеленым сигналами, управлявшимися руками и интеллектом прилагавшегося полицейского. Но след в истории Гаррета Моргана настолько значителен, что Президент США №42 Билл Клинтон провозгласил его отцом-основателем всей современной системы безопасности дорожного движения.

Дело в том, какими словами сопроводил свое изобретение автор. Предшественники, описывая принцип патента, объясняли что и как в нем работает. А Морган написал зачем он это сделал – «благодаря данному прибору очередность проезда перекрестка не зависит от личности водителя или полицейского». То есть негр подарил американцам транспортное равенство на дороге, как до него Самуил Кольт подарил американцам бытовое равноправие и то же вне зависимости от статуса, состояния или значимости человека. Примечательно, что кроме очень праведной сути, Морган создал и оптимальную форму прибора. Нынешние светофоры мало отличаются от образца 1923 года.Гаррет Морган

Кстати, разбогател изобретатель задолго до этого патента. Он вообще очень нехарактерный персонаж для истории своей страны. Это уже потом, с опозданием в полвека, признав негров за людей, Америка начала гордиться не только белыми, по поводу сразу всех наслаждаясь девизом «self-made-man», т.е. человеком, сделавшим себя самостоятельно. По-русски это нечто сопоставимое с «из грязи в князи», но с позитивным оттенком. Морган выбился в люди, стартовав на помойке в ситуации обычной нищеты. Но мальчика Гаррета от сверстников отличал не только ум, но и воля. И вместо того, чтобы бросив школу батрачить на помещика, он пошел работать и на собственные деньги нанял репетитора, продолжая образование. Вечернюю школу рабочей молодежи Америка тогда еще не изобрела, а Морган уже учился в ней… А работал он не у плантатора, а по ремонту швейных машинок. И настолько толково это делал, что изобрел приводной ремень и открыл свою фирму по выпуску швейного оборудования (1907г), попутно взявшись за ремонт обуви, а со временем еще и придумав отдельный бизнес по производству одежды и аксессуаров для девочек. Но и этого было мало для его талантов и характера.

В 1908 году Морган основал ассоциацию негров за свои права, нарываясь на расправу жестокого Ку-клукс-клана. В 1912 году Гаррет Морган изобрел противогаз и стал знаменит на всю Америку. Продолжая совершенствовать швейные машинки, Морган химичил с составами для полировки иголок и внезапно изобрел жидкость для выпрямления кучерявых волос. Не останавливаясь на достигнутом, он тут же запатентовал еще и краску для волос и хитрую по форме расческу, ставшую первым в истории официальным выпрямителем, электрифицированным уже в наши дни.

Как всякий состоятельный бизнесмен, Гаррет Морган купил автомобиль и стал первым негром в Кливленде за рулем собственной машины. Демократией и расовой терпимостью тогда в Америке еще не занимались, и для поездки по городу на своей машине от негра требовалось невероятное мужество. И хлебнув дорожной несправедливости даже на регулируемых перекрестках, когда под руководством полицейского ему приходилось стоять, пропуская белых, он и сформулировал основополагающий принцип дорожного равенства, воплощенный в его беспристрастном светофоре. Кстати, этот патент умница Морган продал компании General Electric за несусветные $40000.

  Article "tagged" as:
  Категории:
Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.