Иномарки в России: санкций не будет

Иномарки в России: санкций не будет
31 июля 10:00 2014

Современная стратегия автопрома России подразумевает отказ от производства своих машин. Мы переориентируемся на импорт, оставляя у себя конечную сборку чужого продукта. По этому пути мы пошли в отношении всех товаров постсоветского периода, поскольку в результате Перестройки собственная научная мысль замерла и страна остановилась в развитии. Мы остались в прошлом веке и не нашли сил двигаться дальше по пути прогресса, инноваций и технологий. Все, что не успели придумать в СССР, оставили без продолжения и получаем из-за границы в готовом виде, не наработав собственную компетенцию, упустив технологии и потихоньку разучившись думать.

Отставание от остального мира у нас началось после войны, которую мы выиграли, проиграв страну. Но мы хотя бы пытались не очень сильно отставать и брались за все темы во всех направлениях, работая сразу надо всем, что представляло перспективу. Удержали мы только военную авиацию, начав работать над темой синхронно со всем миром (на кануне Первой Мировой) и не останавливаясь, долго шли параллельным курсом, вырвавшись вперед после Второй Мировой и накопив такую инерцию, что тормозить начали только теперь. А изобрести свой CD, процессор, мобильный телефон не успели и уже вряд ли сделаем самостоятельные шаги в этих темах. Так же неосмотрительно мы поступили с автомобильной промышленностью. Советской власти казалось, что легковые машины не столь важны и страна должна сосредоточиться на транспорте двойного назначения: грузовиках для армии и хозяйства. И хотя умница Алексей Косыгин предостерегал от этого тупикового пути, ему лишь единожды позволили довести дело до конца и купить автозавод у итальянцев, хотя для оживления экономики и оборачиваемости рубля он настаивал на покупке пяти заводов.

На сегодня мы расстались и с этим последним покупным предприятием (АвтоВАЗ), передав его в управление французам и японцам. ГАЗ мы прикончили, ИЖ извели, УАЗ заканчиваем, а остальное оказалось чужим (ЗАЗ, РАФ). Возможно, в основе нынешней стратегии по утрате собственной компетенции лежит самокритичное понимание, что от зарубежного автомобилестроения мы отстали навсегда. И вместо того, чтобы заново изобретать свой GSM, CD и PC, логичней встроиться в существующие экономические отношения, отдав себя под промсборку чужого, но предназначенного в том числе и для нас. Поэтому АвтоВАЗ скоро прекратит делать автомобили нашей разработки и станет таким же заводом финальной сборки, как нынешние русские Ford, VW, Nissan, GM, Toyota, VW, Hyundai и т.п.

Мы теперь часть всемирной экономики, страна, сданная в аренду.

Но поссорившись с миром из-за Украины и Боинга, мы вроде бы вот-вот ощутим на себе санкции, неизбежно болезненные, поскольку своего автопрома у нас нет, а заимствованный подчиняется не нам. Надо ли бояться санкций? Не оставят ли они нас без привычных иномарок?

Не оставят. Можно не бояться.

Все обрусевшие автомобильные концерны, открывшие у нас производство, уже обозначили свою лояльность России и готовность наплевать на санкции.

Volkswagen на днях потратил на Россию $1,75 миллиардов и объявил о намерении потратить еще $1,62 миллиарда. Остальные выразили поддержку России на словах. Например, финансовый директор Ford Боб Шанкс срочно провозгласил наш автомобильный рынок вторым в Европе (как ему кажется – в самом ближайшем будущем). Сильно потратившийся Volkswagen с этим не согласился и назвал Россию «растущим стратегическим рынком номер один в Европе» (Мартин Винтеркорн). Осевший в Санкт-Петербурге Opel излучает сопоставимые надежды и констатирует, что изо всех мировых рынков только в России имеет устойчивый рост. Консалтинговая компания Roland Berger аккуратно резюмировала перспективы обрусевших: «У автопроизводителей нет иного выбора, кроме как оставаться стратегически приверженными России».

А если в мире все же отважатся на суровые санкции против России и попытаются нажать на своих неразборчивых автопроизводителей?

История знает пример подобной коллизии. Пока Америка воевала с Германией во Второй Мировой войне, Генри Форд дружил с Адольфом Гитлером и его европейские заводы всю войну выпускали для Вермахта грузовики, легковые автомобили и авиационные двигатели. Генри вообще восхищался фашизмом, был антисемитом, финансировал НСДАП и был награжден Железным крестом. Гитлер считал Форда своим идейным вдохновителем, полагал его публикации важнейшим источником воздействия на молодых нацистов Германии и повесил портрет Генри у себя в кабинете. Поэтому когда 6 июня 1944 года американцы высадились в Нормандии, немецкая армия встретила их в том числе за рулем автомобилей Ford. А заодно и GM. Ведь основной транспорт Вермахта – немецкий грузовик американского концерна Opel Blitz. Помимо этого грузовика немцы воевали с американцами на автомобилях Opel Olympia, Opel Kapitän и Opel Admiral. И никакие санкции не могли помешать плодотворной работе американских заводов Ford и GM в пользу фашистской Германии.

Санкций не будет.

Сергей Асланян
Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
Напишите комментарий

2 комментария

  1. Светлана
    31 июля, 13:15 #1 Светлана

    Тот же старый принцип: “орите и воюйте сколько угодно, но не лезьте в наши денежки”!

  2. Никита Хромов
    31 июля, 15:25 #2 Никита Хромов

    Это касательно обрусевших.
    А как же Jeep? Его же по-прежнему таскают из-за моря-окияна по непотребной таможне в 75% от стоимости.
    Можем ведь и лишиться его.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.