Уралу исполнилось 70 лет!

Уралу исполнилось 70 лет!
09 июля 10:00 2014

70 лет тому назад, 8 июля 1944 года, в Миассе, под Челябинском, завод УралЗИС дал фронту первый серийный грузовик – УралЗИС-5В. Это тот самый пресловутый «Захар», про которого гласит легенда, что он на своих плечах вынес Великую отечественную войну. Это неправда. ЗИС, как и Красная армия, и наше вооружение, на войну опоздал.

УралЗИС-5В

УралЗИС-5В

Вы же помните, что особенность Красной армии и, в целом, ее самая главная тайна в том, что Красная армия всегда опаздывает. УралЗИС тоже опоздал, но, тем не менее, завод состоялся, он давал какую-то продукцию. Причем, как раз 8 июля интересное совпадение двух дат. С одной стороны, как автомобильный завод именно в этот день он и начался серийной машиной 70 лет тому назад, а в принципе завод, как таковой, обязан своим рождением постановлению Наркому боеприпасов Сергееву, который решил 5 июля 1939 года подписать документ о создании авиабомбового завода №316 в Миассе под Челябинском.

Поэтому, когда началась война, и стало понятно, что Москву надо будет очень серьезно оборонять, началась эвакуация предприятий, завод имени Сталина, а он же завод имени Лихачева в более позднее время стоял до последнего, потому что линия фронта приближалась, а его все-таки товарная номенклатура была важна для фронта. Поэтому, сколько мог – он держался, производил и автомобили, и, в том числе, вооружение, потому что эти механические цеха позволяли освоить очень много стрелкового оружия. Опять-таки, это простейшие минометы, более сложное противотанковое оружие, да и много чего.

Завод было трудно эвакуировать, тем не менее, было принято решение о том, что его пора переводить уже вглубь страны. Завод погрузился на паровозы, поезда и отправился вдаль, в город Миасс. И на этом самом авиабомбовом заводе №316 потихонечку начали осваивать нечто для автомобилей. В первое время запустили цех, который в принципе делал только двигатели и коробки передач, то есть финальную сборку – это апрель 1942 года. Потом 14 февраля 1943 года стало понятно, что авиабомбы – хорошо, но грузовики нужны фронту и победе, и тогда завод переименовали в автомобильный. И 8 июля 1944 года началась история автомобильного завода, известного нам на сегодняшний день, как Урал Авто. Тот самый, который делает одни из лучших в мире военных грузовиков Урал.

Завод достоин тем, что опоздав на Вторую мировую войну, тем не менее, на своих плечах по сию пору таскает всю отечественную армию, как бы она не называлась, и в армиях сопредельных государств, является основным грузовиком наших Вооруженных сил. Полноприводный Урал – тот самый знаменитый Урал, который у нас, в том числе, на сегодняшний день, на парадах на Красной площади несет на себе системы залпового огня. Уже, конечно, не «Катюша», а уже система «Град», система «Ураган». Этот самый Урал был освоен в 1961 и по сию пору выпускается без серьезных изменений.

Урал-375

Урал-375

Можете посчитать, какой это ветеран, которому уже больше 50-ти лет – этой модели 53 года. Тогда она называлась Урал-375, и машина настолько удачная, настолько качественно сделанная, до такой степени точно отражающая уровень и потенциал нашей оборонки – абсолютно непревзойденный, что, в принципе, за дело этой машины хватают по сию пору, хотя, конечно, она модернизировалась, и самым большим достижением был переход от бензинового двигателя на дизель. Теперь это уже дизельная машина, как раз после этого у нее капот стал длиннее, и морда удлинилась, уйдя вперед.

С этой машиной, к счастью, никто не ведет серьезной работы на заводе, потому что, если бы они были подвержены моде, требованиям партии и постоянным истерикам заказчиков, как легковое автомобильное строение, то они были бы вынуждены предъявлять клиенту какие-то новые модели с утра до ночи. В армии, в обороне ценится консерватизм и решения, проверенные временем, тем более что Урал-375 был сделан с таким заделом вперед, что не у многих армий мира на сегодняшний день есть подобная техника. Одна система полного привода и автоподкачки чего только стоит: машина пройдет, в общем-то, везде, практически наравне с гусеничной техникой. Уж если где-то по какой-то причине Урал не проходит, значит, все – дальше только пехота, дальше на технике бесполезно соваться, хотя, в общем, Урал справляется с этими неразрешимыми задачами.

Как полагается всему в нашей оборонке, мы, конечно же, отстаем, как можем, и Урал стал заложником общей доктрины, и одним из последних приступил к работам по машинам, защищенным от подрыва на мине. Это, так называемые, МРАП. Американцы над МРАПами бьются уже 20 лет, и у них уже которое поколение сменилось, и эти машины, защищенные от подрыва, позволяющие ездить по минным полям отчизны без серьезных потерь экипажа, имея действительно очень серьезный уровень защиты и технологических наработок.

К счастью, на сегодняшний день, у нас есть такой оборонный проект «Тайфун». Поскольку у нас осталось два автозавода. Еще одним серьезным игроком был автозавод ЗИЛ, но мы его похоронили, хотя он тоже делал армейскую технику. ЗИЛ-131 с полным приводом был не менее интересной машиной. Осталось два – КАМАЗ и Урал. КАМАЗ является заложником своей пожизненно неподходящей для армии неграмотной схемой бескапотника – у него кабина находится над колесом. Поэтому, сколько его не бронируй, по какому классу не защищай, но, даже превращая КАМАЗ в МРАП, так или иначе, теряешь водителя на поле боя. Потому, что наезжая колесом на восемь, а то и более в тротиловом эквиваленте, мощности заряда на какой-нибудь фугас, вся энергия взрыва даже сквозь броню, так или иначе, невольно очень сильно обрушивается на водителя. Водитель – новый, а экипаж остается целым и может даже вести бой.

А Урал в этом отношении – молодец. Конечно, он тоже немного поиграл в бескапотность, но остался верен своей капотной компоновке, и на сегодняшний день она самая выигрышная, самая правильная. Особенно в условиях МРАПа. Чем дальше у тебя точка подрыва от тела водителя, от его головы, ног и рук, тем больше шансов на выживание. И капотный Урал, закрытый броней, зашитый до очень высокого класса защиты, позволяет с большей уверенностью перемещаться по заминированным полям. Тем более что эта минно-фугасная война становится постоянной. Даже когда нет реальных боевых действий, так или иначе, кто-то где-то какую-то мину закапывает, и кто-то на чем-то подрывается.

В нашей армии МРАПов достаточно мало, мы только-только пробуем эту тему, а до этого мы баловались какими-то самоделками, когда пытались обычный грузовик, в том числе и обычный Урал, закрыть броне-листом без особого успеха. Этой теме уже 20 лет. Понятно, что с одной стороны машина войскового подвоза Урал может быть какой угодно и ей достаточно быть полноприводной, каковой она и является – высоко проходимой, но на уровне бронированного МРАП, конечно, должна быть чуточку посовременнее. Здесь очень интересно то, что как раз в одной точке пересекаются требования 21-го века с компоновкой 20-го века. Эта капотность является грандиозным выигрышем, и «Тайфун» от УралАЗа лучше, чем «Тайфун» от КАМАЗа.

Автомобиль Урал с установкой залпового огня Град

Автомобиль Урал с установкой залпового огня Град

Урал – машина известная, и практически про каждую модель уже есть определенные тома энциклопедий и большое количество людей, которые могут рассказать в подробностях, как и что, за исключением 355-й модели. Урал-355 – та самая переходная штуковина, когда на «Захара» после войны взяли и нахлобучили очень модную кабину с красивым оперением. Эта машина нам известна по фильму «Джентльмены удачи». Если помните, тот самый цементовоз, который, так или иначе, чем-то похож на ГАЗ-53, и многие считают, что это ГАЗ-53. На самом деле, это тот самый УралЗИС-355, который стал потом просто 355-й машиной, а потом тихо сошел с конвейера, и это именно и есть автомобиль с новым обликом и старый по конструкции, засветившийся в кино, и тем самым, потихонечку застрявший в нашей памяти.

Все остальные модели, конечно, сводятся к семейству 375-х, и какие бы они индексы не носили, все равно остаются одной и той же машиной. Если вспомнить вклад «Захара» во Вторую мировую войну, то имея общий вектор отставания от всего, что только можно в технологии и промышленности, ЗИС-5 – была абсолютно непотребная машина. Она к началу Великой отечественной войны – это, в принципе, другая страница – отставала от мирового автопрома, наверное, на два витка, то есть на два десятилетия.

Она была продолжением боевой телеги, предназначенной для сельского хозяйства в качестве послесловия к Первой мировой войне. Концепция ЗИС-5 – это концепция грузовика, сформированная на рубеже 1917-1920 годов. Она в 1930 году уже в принципе не имела права на воспроизводство в промышленных масштабах, и, тем не менее, этот американский грузовик мы купили. Купили на него патент и перевезли в Москву, где начали его модернизировать, и потом получили АМО-3, потом из этой машины получили ЗИС-5, и в итоге даже пытались что-то делать на УралАЗе. Машина была неудачная и в войне роли не сыграла. Но как первая для автомобильного завода – сгодилась.

Фото: yandex.ru; ural-375.ru; trucklist.ru;
Сергей Асланян
Сергей Асланян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) АСЛАНЯНОМ СЕРГЕЕМ СТЕПАНОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ (УЧРЕДИТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ, УЧАСТНИКОМ, РУКОВОДИТЕЛЕМ ИЛИ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ»), ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ. Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
Напишите комментарий

0 Комментариев

Еще нет комментариев

You can be the one to start a conversation.

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.