Госстроительство: то, в чем мы отстаем от Украины
1 235

Госстроительство: то, в чем мы отстаем от Украины
Июль 03 11:00 2014

Довольно трудно было понять, получилось у украинцев построить государство или нет. Украина явно не прошла испытание «золотым батоном», признаки государственности у нее были. Государство, как таковое, оказалось далеко не по всем направлениям, по которым они работали. Например, армии у них не оказалось. По крайней мере, какое-то явление под названием «Вооруженные силы» явно присутствует, Министерство обороны явно есть, а вот насчет каких-то активных действий и более-менее адекватной подготовки – есть определенные вопросы. Хотя, конечно, по нашим телеканалам судить об этом нельзя, а по каким-то другим косвенным признакам – ну, не получается стереоскопическая картинка.

Израиль, когда создавался как государство, первым делом сделал себе именно армию, и буквально на следующий же день после своего провозглашения, испытал ее в деле. И столько раз на государственность Израиля покушались — столько же раз Израиль и доказывал, что он очень серьезное и абсолютно конкретное государство. Эти люди, про которых достаточно долго, на протяжении веков, ходила легенда о том, что они слабенькие, вороватые и, если на них топнуть ногой, то они разбегаются, вломили всем превосходящим силам противника с таким запасом, что по сию пору у многих икота и нет никакого желания нарываться на Израиль. Эта страна по своим основным признакам сразу объяснила, что она – серьезное государство.

У Украины таких ярко выраженных аргументов как-то пока маловато, но есть масса других увлекательных косвенных признаков того, что все-таки это государство, в котором чрезвычайно много умного, толкового и полезного нам в пример. И эти примеры, особенно на автомобильном поприще, удручают своим здравомыслием и конфликтом с ситуацией, разворачивающейся в нашей стране.

Например, наш Медведев ходил и не знал, у кого спросить разрешения на полную отмену техосмотра. Если помните, он вдруг в какой-то момент оценил бесперспективность того, что называется в нашей стране ГТО, ввел мораторий, а потом забыл, что он президент и все ходил, да пытался найти старшего, который разрешил бы ему отменить. Духа не хватило, и в результате мы получили очень странную и исковерканную ситуацию с техосмотром. По факту, мы по сию пору имеем этот вариант технического контроля автомобилей.

Украинцы пошли дальше – они просто взяли его и отменили. Вот не нужен украинцам техосмотр. И выяснилось, что действительно не нужен. И статистика не подтверждает роста аварийности, хотя и у них, и у нас статистика – одного поля ягоды, из одного ЦСУ СССР она выросла, и могла бы подтвердить любой заказ, но, тем не менее, не может этого никак сделать.

При том, что Украина победнее нас, поэтому старой техники, рваных Жигулей, вы, например, видите, как беженцы из Славянска пытаются вырваться, в том числе, и на обломках разных транспортных средств. Видно, что автопарк у них нуждается в определенном техническом взаимодействии с сервисом, но техосмотра нет, и все это на ходу не разваливается. Нам рассказываются, что все мы без техосмотра помрем за рулем своих шестисотых Mercedes от их технической немощи, а украинцы нормально живут. Могут они, оказывается, без техосмотра.

А вот теперь родилась абсолютно фантастическая инициатива. В случае ДТП перераспределить виновность, обвиняя не только водителя, а и государство. Государство становится солидарным ответчиком в случае ДТП. Это очень правильный подход. В разных очень приличных странах иногда такое появляется.

Например, во время Второй мировой войны Черчилль, увидев страдания простых людей, которые попали под бомбардировки немецкой авиации, решил, что восстановление должно быть за государственный счет. Еще раз взвесьте эту информацию. Если у тебя был дом, и в него попала немецкая бомба, то государство дает тебе деньги на восстановление. Тем более, если это был не просто дом для проживания, а если это был бизнес.

Черчилль своими глазами видел последствия бомбардировок, очень сопереживал людям и создал специальный страховой фонд, в котором было много сотен миллионов фунтов стерлингов (фактически было выплачено 830 миллионов). И люди получали реальные деньги. Это были не субсидии, это были не займы, не кредиты, не инвестиции, а была компенсация. Государство считало себя косвенно виноватым в том, что не смогло защитить людей, их жилье, дом, имущество и платило им деньги, чтобы они смогли как-то стать на ноги.

Украинцы идут этим же самым путем. Они полагают, что если произошла авария, то не только водитель всегда априори виноват. Потому, что аварийность в целом, как явление, является результатом многих фактов и очень многих просчетов именно на уровне государства. На сегодняшний день эта законодательная инициатива тщательно обсуждается, и ушла уже к экспертам. Есть основания полагать, что украинские эксперты не такие негодяи, как наши. Лоббируемый интерес уже потихонечку перерастает в требование внедрить государственную политику в безопасность дорожного движения.

То есть государство будет не просто структурой, которая судит, кто прав, а кто виноват. Государство будет соответчиком в зависимости от тяжести и от конкретики. Это не значит, что государство всегда во всем виновато, но степень его соучастия и вины в ДТП рассматривается всегда, как только произошла какая-то авария. При этом если законопроект примут, то система безопасности дорожного движения в Украине будет включать несколько составляющих.

Опять-таки, обратите внимание каких. Первое – переход от безответственности ГАИ к ответственности профильных министерств. Причем это такие министерства, которые отвечают за дороги и это здравоохранение – Минздрав! Минздрав является солидарным ответчиком, потому что жертва ДТП должна сразу получить медицинскую помощь.

Пункт второй – проектирование, строительство и эксплуатация безопасных дорог. Это тоже одна из составляющих общей безопасности, и Украина собирается всерьез пересмотреть ГОСТы по строительству дорог. Третий пункт в этом обширном списке – использование транспорта, соответствующего техническим стандартам безопасности. Это те самые airbag, активная и пассивная безопасность. Обратите внимание, что здесь нет ни слова про гостехосмотр.

Мы бы в данной ситуации просто сказали, что надо людей срочно стегать кнутом, что бы они прошли техосмотр. И после этого государство умывает руки. Но нет, ничего подобного. Предлагается государству найти варианты, как бы население подсунуть машинку поприличнее.

Пункт четвертый – улучшение культуры поведения на дороге и четкое соблюдение правил всеми участниками дорожного движения. Это единственный пункт, с которым мы совпадаем, потому что у нас уже вторая по счету федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. Первая поглотила порядка двух миллионов долларов и родила несколько специальных генеральских и полковничьих должностей.

Когда ГАИ сама себе в первый раз заказала федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения, единственное, что она сделала – создала дирекцию по реализации федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения. Письменные столы, начальники – вот они эти деньги тратят. И в федеральной целевой программе было написано, что самое главное – пропаганда, воспитание людей и уважение к правилам дорожного движения.

Пока не получилось, потому что нет личного примера. Но здесь – да, с украинцами у нас есть некоторое совпадение. Причем мы настолько счастливы успешным претворением федеральной целевой программы, что мы ее пролонгировали до 2020 года, дав еще порядка 40 миллиардов рублей. И мы считаем, что она настолько хороша, что по итогам первой были награждения орденами. Мы своих гаишников, при том, что смертность на дорогах у нас растет, посчитали необходимым наградить.

Пункт пятый – это предоставление своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Вот этот план Украины по снижению безопасности дорожного движения. Государство считается виноватым по всем этим пунктам, потому что оно то врачей не дало, то дорогу не такую построило, то не способствовало человеку за рулем хорошей машины, дабы он ее купил. Не позаботилось на уровне Министерства образования по культуре вождения и, опять-таки, здесь подчеркивается безответственность ГАИ.

У нас это государственное строительство, а мы же построили свое государственное строительство, оно же у нас могучее, на полном серьезе обсуждается необходимость рекламировать пиво по телевизору во время трансляции спортивных состязаний. И в пояснительной записке сказано, что реклама пива способствует укреплению государственной политики, формирования здорового образа жизни граждан посредством поддержки и популяризации спорта.

Кстати, сегодня специальный пивной живот выступал по телевизору, как представитель Госдумы, и объяснял, что реклама пива способствует укреплению государственной политики в формировании здорового образа жизни. Украинцы по здоровью нации пытаются зайти с другого конца, и не пиво рекламировать, а пытаются понять причины ДТП, и обязать государство отвечать в случае каждой аварии. Вот это – признаки настоящего сильного государства.

Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян — автоэксперт

Больше статей
write a comment

3 комментария

  1. Yuri Mayski
    Июль 03, 12:12 #1 Yuri Mayski

    Хороший опыт надо перенимать. Обязательно. Я бы еще посмотрел и проанализировал, как Грузия навела порядок на дорогах…

  2. Александр Логинов
    Июль 03, 12:45 #2 Александр Логинов

    Сергей, не «отвлекайте» народ от великого празднования по случаю присоединения Крыма. ( процесс ликования хоть и утихает, но пока не до новшеств. Тем более на Украине )

  3. Andrey Pushkarev
    Июль 03, 14:15 #3 Andrey Pushkarev

    Грузия начала с полиции и не ограничилась только мерами аля переименование

Only registered users can comment.