Новый рекорд скорости не за горами
1 310

Новый рекорд скорости не за горами
Июль 01 08:00 2014

Многим авиапассажирам знакомо ощущение дискомфорта и даже страха, когда самолет, идущий на посадку, касается взлетно-посадочной полосы. За иллюминатором мелькают постройки и ангары, салон сотрясается и вибрирует. Именно в этот момент верующие христиане осеняют себя крестным знамением. Некоторые пассажиры судорожно сжимают руками что-либо или кого-либо и переводят дыхание только тогда, когда самолет не несется, а катиться по ВВП, поворачивая затем на рулежную дорожку. А ведь скорость приземления, в зависимости от типа самолета, как правило, не превышает 260 км/ч. Не так уж это и быстро, если иметь в виду, что современные спорткары набирают эту скорость без особого труда.

А теперь давайте представим себе состояние человека внутри наземного или воздушного транспортного средства, которое несется по поверхности земли со скоростью 1228 км/ч, превышающей скорость звука приблизительно на 30 км/ч. При том, что крейсерская скорость реактивного пассажирского самолета на высоте еле-еле достигает отметки 950 км/ч, передвижение по поверхности на скорости выше скорости звука не только не для слабонервных, но и для многих профессиональных автогонщиков представляется запредельным.

Thrust SSCThrust SSC sound speed

Но именно таким (1227,986 км/ч, если быть точным) был последний мировой рекорд скорости для наземного управляемого транспортного средства, установленный англичанином Энди Грином 15 октября 1997 года на реактивном автомобиле Thrust SSC с двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Spey общей мощностью 110000 л.с. на дороге длиной 21 километр, проложенной по дну высохшего озера Black Rock в штате Невада в США.

«Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!» — сказал после окончания автопробега Париж — Бордо — Париж в 1895 году пионер автомобильной промышленности и автомобильных гонок французский инженер Эмиль Левассор. Интересно, какими бы словами патриарх автомобильного спорта описал свои чувства, наблюдая за безумством Энди Грина, который, по праву, сегодня считается самым быстрым человеком на Земле.

Казалось бы, звуковой рубеж автомобилем пройден. Дальше только выше и в космос. Но Ричард Ноубл и его команда не собираются останавливаться на достигнутом.

Остается все меньше и меньше дней до старта сверхзвукового болида Bloodhound SSC. Он должен будет разогнаться и ехать по дну высохшего озера со скоростью быстрее скорости пули — 469 метров в секунду. Изобретатели этого фантастического аппарата поставили перед собой сверхамбициозную цель – преодолеть рубеж скорости 1050 миль в час (1690 км/ч или 1.4 скорости звука).

Bloodhound SSC – верх технического совершенства. Это даже не ракета, это реактивный снаряд на колесах. Сверхзвуковой болид оснащен тремя двигателями, гибридным ракетным, реактивным Eurojet EJ200 и 800-сильным 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем, нагнетающим топливо и обеспечивающим работу электрических и гидравлических систем. Суммарная мощность всех силовых установок составляет 135000 л.с.

Можно бесконечно говорить о технических инновациях, применяемых на этом реактивном автомобиле. Однако все они будут где-то близкими к технологиям, применяемым в авиастроении. Но поскольку Bloodhound SSC все же не самолет, а автомобиль, особое внимание я бы уделил специальным колесам машины, которые на максимальной скорости совершают 10200 оборотов в минуту или 170 оборотов в секунду. Если на такой скорости на край почти метрового в диаметре колеса Bloodhound SSC положить килограммовый груз, то при вращении в 170 оборотов в секунду груз будет весить больше 45 тонн. Не многие материалы способны выдержать такие перегрузки и не развалиться.

Инженеры, которые занимались разработкой колеса для болида, перебрали многое. Испытывались образцы из титана, композитных материалов, комплексных металлических сплавов. Но, в итоге, конструкторы остановились на использовании алюминиевого сплава 7037, применяемого в аэрокосмической промышленности. Очевидно, инженеры остановили свой выбор на алюминии, главным образом потому что, кроме всех прочностных характеристик, алюминий является одним из самых легких металлов.

Bloodhound SSC колесо

  Article "tagged" as:
  Категории:
Павел Рябов
Павел Рябов

Павел Рябов — автоэксперт, корреспондент, автор AMSRUS

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.