Китайцы идут тем же путем, что и весь мир, не ищут самобытности
2 057

Китайцы идут тем же путем, что и весь мир, не ищут самобытности
Апрель 28 14:30 2014

Александр Пикуленко «Проехали» на Эхе Москвы: Хочу рассказать вам, что видел на Пекинском автосалоне. Пекинский автосалон становится ведущим салоном мира. При этом он как бы политкорректен. Если раньше китайцы могли себе позволить выставить то, что не всегда воспринималось нормально с точки зрения человека приехавшего, то сейчас большое влияние оказывает то, что у всех оставшихся китайских производителей появились консультанты — европейские, американские.

Некоторые купили итальянские дизайнерские бюро, построили себе RND центры в Европе, или такие проекты как израильско-китайский Korus, где задействованы огромные силы и научные, и финансовые, и автомобили получаются хорошие. Китайский рынок сейчас на подъеме — в этом году ежемесячно больше 2 млн автомобилей продается. Хотя, надо сказать, что потребление автомобилей в Китае очень разное. В больших городах это седаны, хетчбэки и то, что в мировой тенденции. Китайцы с удлиненных седанов активно начали пересаживаться в кроссоверы.

Китайские потребители машины меняют часто. Первый раз, приехав в Китай, это было 10 лет назад, я обращал внимание, что было много машин, сделанных на базе старых японских, европейских, — так сейчас этих моделей уже нет. Парк очень свежий, меняют машины часто. И если сначала седаны, удлиненные седаны, то сейчас тенденция — кроссоверы. Практически у всех производителей, как приехавших, так и своих кроссоверы были.

По вопросу о приехавших. В Китай не так много автомобилей ввозится. Несмотря на то, что после вступления в ВТО был переходный период, когда свой автопром развивался, и сейчас, когда даже пошлины несерьезные по нашим понятиям, китайцы не горят желанием покупать машины привезенную.

Добавление даже 7% пошлины считается уже — а зачем? Зачем на Mazda из Японии, когда мы можем взять от Haima. Это будет дешевле, даже патриотично.

Если не хватает на Mazdа, ну значит возьму Haima, которая на платформе старой Mazda будет сделана, может быть, несколько по-другому, но ничуть не хуже. Так как рынок предлагает очень много, китайский потребитель становится капризным. Ну как у нас, примерно, мы начинаем понимать, где нормальный автомобиль.

Но это большие города. А что происходит в провинции? А то же самое. Седаны там не нужны. Остается традиционный автомобиль «азиатский ослик» — маленькие грузовички, размером иногда совсем игрушечные. До уровня «ГАЗели» большинство китайских грузовичков не дотягивают. Это то, что мы называем минивэны, компактвэны. Кубики такие азиатские, которые ездят.

И конечно изобилие пикапов. Ни один производитель, который работает в Китае, мимо пикапов не проходит. Если раньше пытались производить пикапы Mazda, Ford, то сейчас это отдано на откуп своим. Из 20 млн. купленных в прошлом году машин — несколько млн как раз машины такого типа. На выставке их показывали. Сказать, что ими гордились, или нет — не очень. Но они были, люди их видели.

Что интересно, Китай открылся на 4 дня позже Нью-Йоркского автосалона, и все мировые производители присутствовали. Не все с новинками, но были.

Bentley решила показать свой первый гибрид именно в Пекине. На базе гигантского Mulsanne — это большой седан — был сделан гибридный автомобиль. Казалось бы, где Китай и где гибриды. Но Китай понял, что его экология начинает представлять из себя угрозу для населения.

Я, приехав из Пекина, выйдя из самолета в Шереметьево, почувствовал, что у нас чистый воздух. Представьте, что происходит в Пекине. И так как принято выполнять указания партии и правительства, очень жесткие городские власти.

Мы ругаемся на Лужкова, который пол-Москвы сломал, но по сравнению с мэром Пекина это младшая дошкольная группа.

Как ломают в Пекине — надо видеть. Везде строят дома, дороги. Так и здесь. Вот если в городе решили, что все такси будут работать на газе, значит будет так. Есть маленькие города, где мэры говорят — здесь будут работать только электрические такси. И вот BYD, E-6, пожалуйста. Но, правда, город за свой счет развивает инфраструктуру. Поэтому гибрид от Bentley — почему бы не быть востребованным?

FAW Hong Qi

Hong Qi

В то же время гибридный автомобиль Hong Qi. Мы сейчас много говорим о нашем проекте «Кортеж». Там, где будет и машина №1, и попроще машины для чиновников, и внедорожник, и даже минивэн. У китайцев это происходит довольно давно. Несколько лет они пытаются пересадить своих бюрократов на отечественные автомобили Hong Qi.

Hong Qi L9 — автомобиль № 1, в двух вариантах — парадном, причем не кабриолет, а с большим люком в крыше, с тремя микрофонами, наверняка все видели на официальной съемке. Это как наш «ЗИЛ».

Другой класс автомобилей это L5. Это аналог нашей «Чайки» — для секретарей обкомов. Но есть еще, например, H7 — это как наша «Волга». Это большая машина бизнес-класса, шикарно отделанная, но гибридная, да еще и с полным приводом. Казалось бы, на что надо пересадить местных. Но здесь я не вижу особого успеха в этом вопросе.

Машины эти есть, Первый автозавод их представляет, а на дорогах они не попадаются. На чем ездит чиновник китайский? Одна из удлиненных версий большой немецкой тройки.

Кто еще из мировых порадовал – Peugeot с Citroen. Так как Dongfeng выкупил часть акций Peugeot, большая задолженность этой фирмы была погашена именно китайцами, можно считать, что совладельцы сидят теперь в Китае.

И развернулись они не на шутку. Например, Citroen DS 5LS. Мало того длинный, так его еще удлинили и сделали спортивным. В двигатель добавили 300 л. с. Выразительный автомобиль получится. Как будет воспринимать его местная публика — не знаю. У Peugeot несколько новинок было показано.

2008 — дакаровский прототип. Думаю, уже на будущий год в Дакаре это будет один из лидеров. Новый Citroen D6, кроссовер, 4,5-метровый будет выпускаться с двигателем 1,6 турбо совместным предприятием PSA — DongFeng.

Peugeot 2008 DKR

Peugeot 2008 DKR

Еще один автомобиль Peugeot Exalt, все машины с двигателем 1,6 л, с разной мощностью — 270 л. с плюс 50-киловаттный мотор — тоже очень стильный автомобиль. На вопрос, есть ли какие-то серийные перспективы у этого гибрида, да – есть.

Понятно, что не обошлось без удлиненных машин. Меня порадовал гибрид Volvo S60, он неожиданно стал гармоничным. Иногда машины удлиняют, например, С-класс от Mercedes мне не понравился – великоват. А S60 прекрасный автомобиль.

Очень хорош получился купе кроссовер от Mercedes на базе ML – прямой конкурент BMW X6. Именно спортивный, как слиток металла – красивый. Но что интересно, на стенде Great Wall тоже стоял кроссовер. Тоже стильный и в таком же цвете, как у Mercedes.

Когда я поинтересовался, сказали – да, нам помогали немцы, мы заплатили – нам сделали. Интересное переплетение автомобильных судеб. Китайцы, конечно, любят рассчитывать на свои силы, но так как они неплохо зарабатывают на производстве и продаже автомобилей, могут себе позволить пригласить лучшее, что есть в мире.

На Changan работает Крис Бенгл. Как бы не относились к его творениям, но это один из величайших дизайнеров наших дней. Он даже на уровне советника когда, стилевые решения получаются хорошие. Хотя не всегда.

Возвращаясь к Первому автомобильному заводу. Вы знаете Besturn, который на нашем рынке продается, неплохой автомобиль, мой соведущий Матвей Ганапольский на нем проехал не один месяц, причем зимой, когда машина у него стояла долго, всегда заводилась. Он был доволен.

Так вот сделали дизайнеры новый кузов. Итальянские дизайнеры работали. Я так понимаю, он был утвержден, но в последний момент решили, что чего-то не хватает. Изменили переднюю часть. Теперь автомобиль со всех ракурсов смотрится идеально, но спереди такая решетка… Понятие «красиво» у итальянцев и китайцев расходятся.

Denza

Denza

Хотя были машины, сделанные китайцами. Denza, – электромобиль, дизайн разрабатывали совместно с Mercedes, но так как это электромобиль, там нужен легкий Cх, легкий кузов, там другие задачи. Активно внедряется электро тема в китайскую действительность, потому что в больших городах получают льготы.

Denza автомобиль дорогой, стоит 400 тысяч юаней (средний китайский golf-класс стоит 100 тысяч). Но вы получите 117 тыс. скидку и, например, в Шанхае номер бесплатно получите бесплатно. В Пекине скидка немного поменьше, но сразу получите номер.

А есть в Пекине люди, которые уже 3-4 года стоят в очереди, потому что номера там разыгрывают по лотерее. Все это время они платят налог на автомобиль, хотя и не ездят.

Но не все дружно встали в очередь за электромобилями. Даже в Пекине всего несколько тысяч нашлось.

Из экзотичных мне понравился Bugatti Veyron Black Bess. Великие имена, великие автомобили в истории Bugatti были всегда. И сейчас, когда покупатель в этом классе стал очень капризен, а машина уже сделана, Bugatti решил сделать некоторые мелкосерийные продукты.

Black Bess это память о версии до начала Первой мировой войны. Тогда было сделано 7 машин, одна из них была у Ролана Гарроса. Машины все были черные, отделаны золотом. Сейчас Bugatti Veyron Black Bess тоже черный и отделан золотом, мощностью 1200 л. с. Цена – 2 млн 400 тыс. долларов. У кого есть лишние? Пожалуйста. Но боюсь, не всем повезет, таких машин будет сделано всего три. Желающие, понятно, уже есть.

Что еще интересного я увидел. Rover MG. Две великие английские марки, которые, к сожалению, были полностью куплены китайцами, выпускаются в Поднебесной и неплохо себя там чувствуют. Разделение такое, что Rover выпускает машины серийные, MG – быстрые и горячие их версии. Но нельзя жить только с хетчбэками и седанами, поэтому Rover выпускает W5 – среднеразмерный кроссовер.

С европейским прицелом выпускает – марка в Европе еще не забыта, по содержанию – вполне европейский автомобиль. Порадовался за то, что не потеряли мы великую марку в истории автомобилестроений.

Bugatti Veyron Black Bess

Bugatti Veyron Black Bess

Рядом увидел Maxus. Производитель малотоннажной техники был куплен россиянами. Немножко с ним помучились, пытались адаптировать его для производства на Горьковском автозаводе, даже выпустили опытную партию. Дальше дело не пошло. Решили, что будем делать новую «ГАЗель», Maxus перепродали китайцам.

У китайцев эта машина получается. Она стала заметной, и на Пекинском автосалоне демонстрировали маршрутное такси Maxus с гибридным приводом. Предлагают для тех городов, где жестко установлены экологические требования к транспорту. Правильно сделано? Да, правильно. Иногда власть должна ставить свои условия перевозчикам.

Еще из тех машин, которые придут к нам в ближайшее время я обратил внимание на Luxgen. Появилась машина у нас V7, здесь V6 – компактный кроссовер с большим набором опций, неплохо седан. Но даже местные люди, приходящие на стенд, посмотрев на стенд, качали головой. Не воспринимают они пока тайваньский автомобиль даже ровней корейскому, а цена у Luxgen вовсе европейская оказалась. Посмотрел, потрогал. В целом понравился автомобиль, но заплатить за него столько денег я никак не готов. К нам придет, и мы будем смотреть на тех людей, которые будут ее покупать. Я хочу понять, сколько у нас будет любителей оригинального.

Та машина, которую действительно нашем рынке, я считаю, будут покупать это новый Ford Escort. Машина Ford Focus нравилась нашим клиентам и долгое время была иномаркой №1. Потом цена стала расти, вышла за пределы разумного, не улучшив потребительских качеств. И пошло падение продаж.

Но появление Ford Escort, сделанного на той же платформе, но без задней многорычажной подвески, но с приличным качеством материалов, с хорошей доводкой ездовой, со стильной формой, наверное, позволит нашим автомобилистам получить среднеразмерный седан по цене ниже, чем сегодняшний Ford Focus, что радует. Будем ждать.

Changan – производитель № 2 в Китае, его совместное предприятие уже освоило серийную машину, мы видели. Ford приличные позиции занимает в Поднебесной за счет своих совместных предприятий.

Что показали гранды? Очень интересный кроссовер показала Audi. Это прообраз будущего маленького кроссовера. Как он будет называться, пока непонятно, но машина получилась замечательная, правда сказать, что там есть выдающиеся стилевые решения – нет. Audi становится консервативным, поэтому главная задача – узнаваемость автомобиля. Попытка занять как можно больше ниш во всех классах только приветствуется.

BMW 9-ой серии

BMW 9-ой серии

А вот концепт от BMW выглядит шикарно, и будет ли это новая «семерка» или BMW 9 – неважно. Важно, что BMW начала менять подход к автомобилю. Машина стала изящнее, брутальнее и вообще стала немецкая.

Наверное, прошло время экспериментов. Если это залог будущих решений, это здорово. Там много сделано технологических новинок: материалы, электронные системы, разработки по технологиям – фонари на электрических диодах, фары с лазерной накачкой, все это уже есть на концепте, и становится понятно, что все это появится на серийных машинах. BMW не очень задерживает новинки, показанные на опытных конструкциях, они быстро приходят на конвейер.

Кроме этого мне понравился компактный Lexus. Считали, что эта машина сделана на платформе Toyota RAV4. Ничего общего. Это, скорее укороченная версия RX. Посмотрите под низ сзади, увидите горизонтальные рычаги – все поймете.

Компактный автомобиль – требование времени, живем-то в больших городах. Сразу несколько вариантов двигателя: турбированный, 3-литровый, гибридная версия. Машина серийная, это не концепт. Понятно, что Lexus насыщен хорошими материалами, системами безопасности и всем остальным. Если машина у нас в ближайшее время появится, гарантировано, что очередь на нее будет большая.

О концептуальных машинах. В свое время Пекинский автомобильный конгломерат купил старые линии по производству Saab 95, который на Saab появился к концу его жизнедеятельности, и не удалось развить массовый автомобиль. А старый «95» отправился в Китай.

На его базе сделали С70, С50. Получили все – и производство двигателей, и коробок передач. Но прошло время, и стало понятно, что для внутреннего рынка очень хорошая начинка, замечательная платформа, замечательные двигатели. Но стилевые решения не устраивают.

Был сделан концепт «900». Возвращение к истокам. Если в таком виде это дойдет до конвейера, с автомобилем не стыдно будет выйти и на мировой рынок. Я обратил внимание, что сейчас китайские производители уже заказывают себе автомобили не только с прицелом на внутренний рынок. Хотя, когда говорили, сколько потребуется времени, чтобы насытить внутренний спрос, все отвечают – лет 12-15. Так что им еще работать и работать. Но это не мешает делать концепты.

И если концепт Сoncept900 от BAIC это достойная работа, то, например, концепт S9 от JAC меня поразил. Это огромный внедорожник, по стилю близкий к Ssang Yong Rodius. Такой вычурный, такой вызывающий. Однако был создан. Работали здесь свои, китайские товарищи, — возникает попытка время от времени найти свой китайский путь. Как антиконцепт это, наверное, правильно. Но не так, чтобы показать: мы сами взялись и можем. Скорее, рассмешить, а удивить – вряд ли.

JAC  S9

JAC S9

Точно так же поступили Beijing. Пекинский джип, у которого всегда была неплохая платформа, они долгие годы производили армейские машины. А здесь они сделали дальнейшую модернизацию своего старого B80. Выглядит гелендвагеном, но местным очень нравится.

Правда двигатель там 2,4 л стоит, прямо скажем, небогато. Концепт Beijing Jeep 100 – это прямые линии, гротеск, правда не 7 прорезей на решетке, а только 5. Из техники удивляют безвоздушные колеса, причем не полученные от какого-то мирового производителя, а местного производства. Но тоже это настолько гротескно и запредельно грубо… Хотя я обратил внимание на выставке, что кому-то это нравилось.

Порадовал еще один концепт. В любой державе должна быть своя «Маруся» — собирательный образ суперкаров. И в Китае есть China Auto. Технологии собрали у местных талантливых ребят, местных дизайнеров и показали нам суперкар Event, полностью электрический. Развивает скорость 200 км/ч и способен проехать 200 км.

Как всегда у суперкаров, получилось много заимствований. Что-то от Lamborghini, что-то от Ferrari, от McLaren. Самое выдающееся – это эмблема стрекозы на капоте.

При чем здесь стрекоза? На стенде говорили только по-китайски, выяснить было сложно.

Как поисковая конструкция сделан неплохо. Будет ли пользоваться спросом, будет ли серийным – совершенно точно нет. Таких «Марусь» на мировых автосалонах появляется много и часто. Но не влечет это за собой ничего. Показали и исчезли.

А вот, скажем, Land Rover Discovery 5, если в Нью-Йорке показали стандартную версию, то до Пекина (делали 2 концепта) доехал удлиненный. Мне он больше понравился. Понятно, что это концепт, всего-навсего проработка нового стиля, но уже…

Это будет цельно алюминиевая машина, с несущим кузовом – зачем нам сейчас рамы, и это будет машина, которая займет свою нишу там же, где сейчас находится и «диско» 4, и «диско» 3. Внедорожные качества автомобиля Land Rover никогда не будут хуже, чем они есть сейчас. Даже если их никто не использует.

Еще один автомобиль, который показали – новый Chevrolet Cruze. Он стал более азиатским. Смягчили его грубые грани. Стало ли ему хуже? Нет. Для меня было совершенно неожиданно, когда появился обновленный его дизайн, который показали в Америке. Я посчитал, что не очень хороший фейс-лифт.

В Пекине я увидел совершенно новый Chevrolet Cruze, и мне этот стиль понравился. А во всем остальном – просто следующее поколение автомобиля. К нам придет обязательно. Здесь машина популярна, и самое время поменять модель. Тем более, последнее время приходят новые технологии, материалы, все это внедряется в автомобили. Другой вопрос, что частично это все опционно. Но тут ваше право – получить или нет. А вот когда меняются материалы отделки, методы окраски всего, тогда вы получаете целый автомобиль, он только становится лучше.

Мы с коллегами обсуждали Пекинский автосалон, все отметили, что даже среди моделей, представленных местными производителями, видно, как растет качество. У нас же любимое занятие – сесть в китайский автомобиль, закрыть двери. Вот садишься, и уже пахнет кожей, — все как полагается. Так же и с приборами – оптитронные панели и все, что мировые производители предлагают, все быстро осваивается.

Конечно, только в одном Чунцине 400 заводов по производству комплектующих. Несмотря на сверхъемкий китайский рынок, большая часть комплектующих поступает на конвейеры как совместных предприятий, так и предприятий головных. Хотите вы, не хотите.

Мы же гордые: китайское – плохое, американцы вообще ничего делать не умеют, ну в Европе хоть что-то. И смотрим снисходительно на Mercedes и Audi. Так вот стремительно растет качество китайских автомобилей, но просто надо понимать, что в основном сейчас работают на своего потребителя, а он диктует некоторые условности.

Такие, как светлый салон, длинноходные подвески. Скорости не те. И дороги хорошие, если платные. А стоит съехать в глубинку – от наших Тамбовских мало чем отличаются.

Поэтому главное – комфорт. А так как ездишь неторопливо, — хороший климат-контроль, угольный фильтр (двойной, тройной) – просто жизненная необходимость, города загазованны, и не автомобиль в этом виной. Промышленность работает. Заводы, трубы, дым. У нас я уже давно не вижу, чтобы семь труб дымило разными цветами.

Ford Everest Concept Пекин 2014

Ford Everest

Несколько лет назад австралийцы на базе обычного пикапа сделали большой внедорожник Everest. Фордовцы постарались, дали возможность австралийским ребятам, чтобы они попробовали себя. Машину увидели китайские инженеры с совместно предприятия JMC. Сказали: мы хотим такой выпускать.

В тоге этот Everest рассматривался на стенде как серийная конструкция, как большой 7-местный внедорожник Ford Everest. Сейчас китайские производители очень внимательно подсматривают: где, что в мире можно взять, к себе привезти и освоить. Потому что, повторюсь, потребитель и в Китае растет, и ему уже хочется чего-то такого…

Прошло время простых машин. Это раньше они все ходили в одинаковых костюмчиках и кепочках. Сейчас молодежь уже хочет, чтобы все было индивидуально. Кстати, это почувствовали фирмы, занимающиеся профессиональным тюнингом. На китайском рынке пришло время активной индивидуализации для 1,5 миллиардов индивидуальностей.

А в целом на Пекинском автосалоне я понял, что нет индивидуального автомобильного пути. Он есть мировой. Китайцы идут тем же путем, что и весь мир, не ищут самобытности.

Александр Пикуленко
Александр Пикуленко

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.