На автозаводах страны увольняют рабочих
1 321

На автозаводах страны увольняют рабочих
Февраль 18 19:36 2014

На ГАЗе в 2009 году тихо выгнали за ворота 31 000 человек, на АвтоВАЗе в 2009 почти никого не тронули, но куда-то делось 36 000, а теперь за забор готовятся еще 7500 человек, которых готовы взять на калининградский BMW. Главный враг Жигулей, ТагАЗ, вообще обанкротили, увольнения на ИЖавто по военной привычке сохранения гостайны фигурируют в процентах, но не радуют цифрой в 45%. И каждый исход людей сопровождается обобщенным сожалением (куда ж они без зарплаты-то) и злорадством (давно пора).

Сожаление по поводу тяжкой доли и внезапной свободы непременным рефреном содержит пролетарское алиби невиновности. Это не рабочие виноваты в плохом продукте, пожизненно плохих автомобилях страны и всегда кривой сборке, а смежники, начальники, директора… И поэтому нельзя злорадствовать им в спину… Рабочий лишь крутил свою гайку, выполнял распоряжения и не лез в чужие дела, став разменной монетой в крупной игре генеральных директоров, финансовых потоков и оптимизации производства.

Мы с детства знаем условия жизни: работа на производстве тяжела бессмысленностью и оправдывает некачественный результат, правила всегда взаимоисключающие и если жить по ним то вообще ничего не наработаешь, за все отвечает коллектив, от самого рабочего ничего не зависит, а происходящее рядом его вообще не касается… Пять правил, сопровождающих труд на заводе, а если приподнять голову от станка и оглядеться вокруг, то и страны, являясь государственной системой, определяющей условия для всех, а не только рабочих.

На самом деле правил шесть. Когда все пять освоены, человеку остается еще одно – переступить последнюю черту… В каждом случае она своя, но всегда последняя… Откуда эти шесть правил? Устанавливать авторство желающих нет, но по официальным источникам достоверно известно, что их собрали, сформулировали и применили на практике фашисты в концлагерях.  Хотя и они лишь обобщили чужой опыт:

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Правило 3. Введи коллективную ответственность.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

Как это работало в Дахау и Бухенвальде, подробно изложил бывший узник Бруно Беттельгейм в книге «Просвещенное сердце». До фашистов концлагерями занимались мы в РСФСР, до нас англичане в войне с бурами, а еще были варианты применения методик и без лагерей… В унижении и тем более уничтожении себе подобных люди невероятно разнообразны и изобретательны…

Где в жизни человека есть место послушанию, а где – инициативе, поиску, спору? Граница отсутствует. Личность не существует в рамках. Это удел тех, у кого вся совокупность достоинств не дотягивает до звания «Личность».

А зависит ли хоть что-нибудь от рабочего? Он ведь повязан инструкциями, правилами, требованиями и все время окружен начальниками. До тех пор, пока удобно верить, что от человека ничего не зависит, а сам он находится внизу системы и потому не влияет ни на какие процессы, люди имеют вся пять, а иногда и шесть жутких правил, формирующих послушание, невмешательство и безответственность. На самом деле от рабочего зависит все, включая качество конечного продукта…и качество страны, в которой он живет. Другое дело – захотел ли он своим гаечным ключом отвечать за Родину или его хата с краю и, дотянув до зарплаты или выходного, он расслабится пивом и разговорами за жизнь, такую нескладную, беспросветную и несправедливую.

Государству индивидуальность человека не нужна. Живущий своим умом опасен для системы, неудобен в работе и сложен в жизни. Ему нельзя приказать, с ним надо договариваться. Государство сильней и диктует свою волю. Но если бы все и всегда соглашались, мы бы уже жили по Оруэллу (Роман «1984»).

Роль личности в истории? Иногда она сводится к правильно закрученной гайке, иногда к диктатуре пролетариата, мелькнувшей в нашей истории, как редкий миг доверия государства своим гражданам, когда без их инициативы оно бы не выжило.

Массовые сокращения на автозаводах еще впереди. Нынешние тысячи за забором – лишь начало. Согласились, промолчали и ушли. Или кто-нибудь не согласен с пятью, а теперь уже шестью правилами и соберется оспорить приказ о своем увольнении, заставить профсоюз заняться прямыми обязанностями, устроить встречу с автором приказа, выдвинуть встречные условия, потребовать компенсацию, деньги на переезд, помощь на выживание… Здесь нет повода для злорадства, есть причина для горестной печали…

  Article "tagged" as:
  Категории:
Сергей Асланян
Сергей Асланян

Сергей Асланян - автоэксперт

Больше статей
write a comment

0 Comments

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Only registered users can comment.